Модераторы: греческий огонь, no means no, KOHb
- взгляд совы из-за угла
- s/t
- Сообщения: 3049
- Зарегистрирован: 03:02:2004 19:35:24
- Откуда: sthlm
- Контактная информация:
лесные братья
кому-нибудь известны заслуживающие доверия публикации по теме "лесных братьев" - антибольшевистского движения на территории прежде всего Литвы в послевоенный период?
pravda1.spb.ru/mek
а що пане москалю, хочете до львова?
fy fan!
"В августе 44-го (момент истины)" Богомолова не канает? Там, правда, в Беларуси дело происходит. А антисоветских партизан было езё в Эстонии много, последние, кажется, только к 1960-ым были ликивидированы.
Але памятай, што ў камянёў таксама ёсьць скрыдлы, а бутэльку з-пад гарэлкi можна залiць бензiнам. Барыкады адчыняюць шлях да свабоды, празь iх не праедуць мянтоўскiя машыны.
http://szss.tk
http://soveticus.wordpress.com
http://szss.tk
http://soveticus.wordpress.com
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
-
- Dev1l
- Сообщения: 502
- Зарегистрирован: 23:11:2007 17:33:15
2timothy -
Копия
Протокол
допроса Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего германо-русскую границу 15 июня 1941 г. с задачей взорвать железнодорожную линию на участке Столбцы — Барановичи
Оригинал протокола был найден в Минске рабочей группой «Белоруссия» спецштаба рейхеляйтера Розенберга
Совершенно секретно!
Допрос
Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего границу 18 июня 1941 года.
Вопрос:
С какой целью вы прибыли в СССР?
Ответ:
На территорию Советского Союза меня забросили немцы для проведения диверсий на железной дороге между Барановичами и Столбцами. Немецкая разведка заранее организовала специальные курсы, на которых нас обучали около 5 недель.
Вопрос:
Как вас завербовали?
Ответ:
Условия жизни поляков на немецкой территории, особенно в Варшаве, были исключительно тяжелые. На этой почве возникло много тайных организаций, которые работали против немцев. Лично я вступил в одну из таких организаций в мае-июне с тем, чтобы с одной стороны, замаскироваться, а с другой стороны — чтобы иметь доступ к информации. По заданию польской тайной организации я вступил в легальную белорусскую националистическую организацию «Белорусский комитет самопомощи». Целью этой организации было создание независимого белорусского государства с помощью немцев. Эта белорусская организация помогла мне найти работу, а 10 мая «Белорусский комитет» послал меня на курсы в Ламсдорф. Всего на этих курсах обучалось 50 человек, среди них и я.
По прибытии в Ламсдорф мы под руководством немецких офицеров стали обучаться подрывному делу, стрельбе из автоматов, метанию гранат, чтению карты и ориентированию на местности, 13 июня курс обучения закончился, и нас повезли в Варшаву. Прямо с вокзала нас тут же отправили на автомобилях в Трушков (17 км от Варшавы), где мы оставались 3 дня, затем нас повезли в направлении Сувалок, куда мы прибыли 16 июня, а в ночь на 17 июня мы перешли границу по заданию немецкой разведки. Всего было завербовано 41 человек, 9 человек были освобождены по состоянию здоровья. В Ламсдорфе мы располагались в лагере...... (неразборчиво. — Ред.).
Во время вербовки немцы выписали себе адреса наших родственников в СССР, потребовали написать для них наши биографии и оставили у себя наши фотографии.
Вопрос:
Какое задание получили вы и ваши спутники?
Ответ:
Вместе с Зединским я получил задачу взорвать железнодорожную линию между Столбцами и Барановичами в момент приближения немецкой армии к Барановичам с тем, чтобы отрезать путь отхода Красной Армии. Такую же задачу — взорвать железнодорожную линию — получили и другие: Акинщиц и Тачановский между Барановичами и Лунинцем, Станкевич и Голчинский — между Лидой и Молодечно. Двое из нашей группы получили задание пересечь границу в районе Остроленки в направлении Лунинца двумя днями раньше с задачей нарушить путь отхода Красной Армии между Лунинцем и Пинском или Лунинцем — Микашевичами, точно не помню. В течение двух дней после нашего прибытия границу перешли 20 или 21 человек.
Копия
Протокол
допроса Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего германо-русскую границу 15 июня 1941 г. с задачей взорвать железнодорожную линию на участке Столбцы — Барановичи
Оригинал протокола был найден в Минске рабочей группой «Белоруссия» спецштаба рейхеляйтера Розенберга
Совершенно секретно!
Допрос
Бронислава Казимировича Волосевича, перешедшего границу 18 июня 1941 года.
Вопрос:
С какой целью вы прибыли в СССР?
Ответ:
На территорию Советского Союза меня забросили немцы для проведения диверсий на железной дороге между Барановичами и Столбцами. Немецкая разведка заранее организовала специальные курсы, на которых нас обучали около 5 недель.
Вопрос:
Как вас завербовали?
Ответ:
Условия жизни поляков на немецкой территории, особенно в Варшаве, были исключительно тяжелые. На этой почве возникло много тайных организаций, которые работали против немцев. Лично я вступил в одну из таких организаций в мае-июне с тем, чтобы с одной стороны, замаскироваться, а с другой стороны — чтобы иметь доступ к информации. По заданию польской тайной организации я вступил в легальную белорусскую националистическую организацию «Белорусский комитет самопомощи». Целью этой организации было создание независимого белорусского государства с помощью немцев. Эта белорусская организация помогла мне найти работу, а 10 мая «Белорусский комитет» послал меня на курсы в Ламсдорф. Всего на этих курсах обучалось 50 человек, среди них и я.
По прибытии в Ламсдорф мы под руководством немецких офицеров стали обучаться подрывному делу, стрельбе из автоматов, метанию гранат, чтению карты и ориентированию на местности, 13 июня курс обучения закончился, и нас повезли в Варшаву. Прямо с вокзала нас тут же отправили на автомобилях в Трушков (17 км от Варшавы), где мы оставались 3 дня, затем нас повезли в направлении Сувалок, куда мы прибыли 16 июня, а в ночь на 17 июня мы перешли границу по заданию немецкой разведки. Всего было завербовано 41 человек, 9 человек были освобождены по состоянию здоровья. В Ламсдорфе мы располагались в лагере...... (неразборчиво. — Ред.).
Во время вербовки немцы выписали себе адреса наших родственников в СССР, потребовали написать для них наши биографии и оставили у себя наши фотографии.
Вопрос:
Какое задание получили вы и ваши спутники?
Ответ:
Вместе с Зединским я получил задачу взорвать железнодорожную линию между Столбцами и Барановичами в момент приближения немецкой армии к Барановичам с тем, чтобы отрезать путь отхода Красной Армии. Такую же задачу — взорвать железнодорожную линию — получили и другие: Акинщиц и Тачановский между Барановичами и Лунинцем, Станкевич и Голчинский — между Лидой и Молодечно. Двое из нашей группы получили задание пересечь границу в районе Остроленки в направлении Лунинца двумя днями раньше с задачей нарушить путь отхода Красной Армии между Лунинцем и Пинском или Лунинцем — Микашевичами, точно не помню. В течение двух дней после нашего прибытия границу перешли 20 или 21 человек.
- взгляд совы из-за угла
- s/t
- Сообщения: 3049
- Зарегистрирован: 03:02:2004 19:35:24
- Откуда: sthlm
- Контактная информация:
РОА меня абсолютно не интересует.греческий огонь писал(а):timothy
а публикации на тему УПА или «Русской освободительной армии» тебя не интересуют? бля!
а вот про УПА стоит почитать, чтобы развеять некоторые из многочисленных мифов по поводу этой организации.
pravda1.spb.ru/mek
а що пане москалю, хочете до львова?
fy fan!
-
- молодая шпана
- Сообщения: 947
- Зарегистрирован: 02:05:2008 08:55:06
что юзеры скажут про хозяев леса?
Я не по изысканным салонам -
знал по подворотням этикет.
"Южное" мешал с одеколоном -
это, братцы, фирменный букет !
[img]http://www.ljplus.ru/img4/m/e/me_imi/raptorjesus.gif[/img]
[size=200][color=#FF0000]ОТЪЕБИТЕСЬ ОТ ПОДПИСИ![/color][/size]
[color=#FF0000]непонятно написано чтоле?[/color]
[img]http://lurkmore.ru/images/thumb/0/07/Svinohuj.jpg/448px-Svinohuj.jpg[/img]
знал по подворотням этикет.
"Южное" мешал с одеколоном -
это, братцы, фирменный букет !
[img]http://www.ljplus.ru/img4/m/e/me_imi/raptorjesus.gif[/img]
[size=200][color=#FF0000]ОТЪЕБИТЕСЬ ОТ ПОДПИСИ![/color][/size]
[color=#FF0000]непонятно написано чтоле?[/color]
[img]http://lurkmore.ru/images/thumb/0/07/Svinohuj.jpg/448px-Svinohuj.jpg[/img]
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
ну вот посмотри:
http://www.youtube.com/watch?v=ibS6H2nWzo4
и почитай:
Из собственноручных показаний одного из верховодов УПА Стельмащука Юрия от 28 февраля 1945 года узнаем следующее:
«...В июне 1943 года руководитель так называемой северной группы УПА «Клим Савур» – Клячковский Дмитрий передал мне устное указание центрального провода ОУН о поголовном и повсеместном физическом истреблении всего польского населения, проживавшего на территории западных областей Украины. Выполняя эту директиву главарей ОУН, я в августе 1943 года с соединением ряда бандгрупп УПА вырезал более 15 тысяч польского населения в некоторых районах Волыни... 29-30 августа 1943 года я собрал отряд в несколько сот человек и по приказу командующего так называемого военного округа ОУН «Олега» на территории Ковельского, Любомльского и Туринского районов Волынской области мы вырезали все польское население. Все их имущество мы разграбили, а хозяйства сожгли. Всего в этих районах за 29 и 30 августа 1943 года мы вырезали и расстреляли более 15 тысяч человек, среди которых было много престарелых людей, женщин и детей.
Мы сгоняли поголовно все население в одно место, окружали его и начинали резню. После того как не оставалось ни одного живого человека, рыли большие ямы, сбрасывали в них все трупы и засыпали землей. Чтобы сокрыть следы этой страшной акции, на могилах мы разжигали костры. Так мы полностью уничтожили десятки небольших сел и хуторов...»
В 1996 году Варшавское полиграфическое предприятие издало книгу-сборник воспоминаний ряда очевидцев под названием «Свидетели говорят». Сборник состоит из 35 воспоминаний лиц, которым удалось пережить эту страшную трагедию, чудом спастись и остаться в живых, его невозможно читать без содрогания.
http://www.youtube.com/watch?v=ibS6H2nWzo4
и почитай:
Из собственноручных показаний одного из верховодов УПА Стельмащука Юрия от 28 февраля 1945 года узнаем следующее:
«...В июне 1943 года руководитель так называемой северной группы УПА «Клим Савур» – Клячковский Дмитрий передал мне устное указание центрального провода ОУН о поголовном и повсеместном физическом истреблении всего польского населения, проживавшего на территории западных областей Украины. Выполняя эту директиву главарей ОУН, я в августе 1943 года с соединением ряда бандгрупп УПА вырезал более 15 тысяч польского населения в некоторых районах Волыни... 29-30 августа 1943 года я собрал отряд в несколько сот человек и по приказу командующего так называемого военного округа ОУН «Олега» на территории Ковельского, Любомльского и Туринского районов Волынской области мы вырезали все польское население. Все их имущество мы разграбили, а хозяйства сожгли. Всего в этих районах за 29 и 30 августа 1943 года мы вырезали и расстреляли более 15 тысяч человек, среди которых было много престарелых людей, женщин и детей.
Мы сгоняли поголовно все население в одно место, окружали его и начинали резню. После того как не оставалось ни одного живого человека, рыли большие ямы, сбрасывали в них все трупы и засыпали землей. Чтобы сокрыть следы этой страшной акции, на могилах мы разжигали костры. Так мы полностью уничтожили десятки небольших сел и хуторов...»
В 1996 году Варшавское полиграфическое предприятие издало книгу-сборник воспоминаний ряда очевидцев под названием «Свидетели говорят». Сборник состоит из 35 воспоминаний лиц, которым удалось пережить эту страшную трагедию, чудом спастись и остаться в живых, его невозможно читать без содрогания.
- взгляд совы из-за угла
- s/t
- Сообщения: 3049
- Зарегистрирован: 03:02:2004 19:35:24
- Откуда: sthlm
- Контактная информация:
егор, я ни в коей мере не отрицаю преступлений упа. также как и не отрицаю преступлений ссср например. тут всё не очень просто - до 2ой мировой войны на территории галиции, входившей в состав польши, "хозяйничали" поляки, устанавливавшие свои порядки. львов же был преимущественно польский город кстати.
просто упа достаточно много чего уже приписали, так что в этом стоит разобраться. особенно конечно жителям россии, которых просто травят великодержавностью. во львове между прочим портреты героев упа по всему городу развешены.
и вот ты кстати вроде же поддерживаешь национально-освободительную борьбу ира против англичан, не так ли?
просто упа достаточно много чего уже приписали, так что в этом стоит разобраться. особенно конечно жителям россии, которых просто травят великодержавностью. во львове между прочим портреты героев упа по всему городу развешены.
и вот ты кстати вроде же поддерживаешь национально-освободительную борьбу ира против англичан, не так ли?
pravda1.spb.ru/mek
а що пане москалю, хочете до львова?
fy fan!
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
и при чем тут одно к другому? тут речь идет о массовом геноциде, а не единичных террористических акциях!timothy писал(а):и вот ты кстати вроде же поддерживаешь национально-освободительную борьбу ира против англичан, не так ли?
и я нигде не говорил, что безоговорочно поддерживаю все методы, которые использовали ИРА!
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
вот что скажу - хозяин леса только один!все на все писал(а):что юзеры скажут про хозяев леса?
Непропорционально большая голова с круглыми глазами, крупным носом и вытянутым ртом заканчивается мордой медведя со спускающимися на плечи передними лапами - как будто шкура медведя наброшена на голову человека.
Мужская фигурка связана с культом самого сильного животного северных лесов, "хозяина леса" - медведя, который олицетворяет тотема-предка.
Культ медведя был широко распространен у народов Прикамья.
-
- Dev1l
- Сообщения: 502
- Зарегистрирован: 23:11:2007 17:33:15
2взгляд совы из-за угла - про Валленберга не знаю, а статья со скепсиса - это информация к размышлению. А по поводу УПА - эти хлопцы помимо активного сотрудничества, приложили руку и к освобождению Украины от жидов и москалей, освобождённые в массовом порядке доставлялись в Могилёвскую губернию.
а ещё там проходят митинги местных националистов с лозунгами - "москалей на ножи".во львове между прочим портреты героев упа по всему городу развешены.
- Як стати вовком?
- pre-satan
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: 19:02:2009 16:51:25
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
- греческий огонь
- гастролёр
- Сообщения: 965
- Зарегистрирован: 03:02:2009 18:05:58
Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.
Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии – у айнов.
Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет), так и спорадически (по случаю добычи медведя).
Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя у обских угров. Большинство исследователей видят смысл медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов.
В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).
Самому празднику предшествуют несколько обрядово-ритуальных действий. Прежде всего, существуют строгие нормы разделки медведя – "раздевание, снимание шубы". Добытого зверя "очищают" снегом или водой, при их отсутствии мхом, землей, шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается и т.д. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в так называемой жертвенной позе – голова зверя кладется между его лап.
Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал "вой тэтты пант" (хант.) – зверя проносимая дорога. Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути.
Подходя к селению, охотники четыре или пять раз ( в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.
В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы – ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным.
С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя.
Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником.
Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.
Каждое утро перед головой зверя исполняется "песня пробуждения" - "нух киллтаты ар", откидывается наброшенный платок. Когда медведь "разбужен", перед ним должна обязательно стоять чаша с дымящейся чагой. Чагой также очищается все, что подносится медведю: еда, платки, шкурки. По окончании каждого дня игрищ медведю поется "песня, укладывающая спать" - "ил вэлттаты ар" и на голову снова набрасывается платок или полотно ткани. Считается, что теперь медведь спит.
В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственно место, где женщина не только может, но и обязана показать себя - это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла "звериных (медвежьих) песен".
Медвежьи игрища – это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Все дни праздника (за исключением последнего) похожи друг на друга и жестко структурированы.
Каждый день после пробуждения медведя исполняется несколько песен (3, 5, 7, 9) "звериного" цикла. Количество исполнителей тоже нечетное. Три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, исполняют песню перед головой медведя, поднимая и опуская в такт песне руки. В основе "медвежьих" песен обычно лежит сюжет, в котором описывается встреча человека с медведем, "пропеваются" нормы поведения. Повествование идет от лица медведя. В конце песни указывается, духом какого рода или места медведь становится.
Первая песня из разряда "звериных" - "песня о спуске медведя с неба" – "илы вухалты ар" несколько отличается от других. Это песня-миф о небесном происхождении медведя, который наказан Великим Торумом – Отцом за нарушение запретов. Небесный отец давал сыну наказ не трогать оленьи стада, не разорять лабазы, не разрушать могилы людей. Однако попавший на землю медведь, одолеваемый гнусом, обуреваемый голодом забывает напутственные слова и творит разбой. За людей заступается Мать-Земля, которая пророчит медведю небесную кару. Появляются охотники, убивают медведя, уничтожают его физическое тело, и с тех пор он становится смертным. Но бессмертная душа медведя должна вернуться к Небесному отцу.
После завершения песен "звериного" цикла исполняются мужские и женские танцы. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности.
Вторая часть медвежьих игрищ - "дневные песни" или "песни духов Миш" – "миш арат". Они посвящены духам-охранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и т.д. Песни исполняются от имени пришедшего божества и описывают путь их следования от своего места до места проведения медвежьего праздника. В песнях также регламентируются нормы поведения человека на святых местах, где восседают духи. Уходя, духи Миш танцуют для присутствующих на игрищах "удачу приносящий танец".
Третья часть медвежьих игрищ называется "нях арат" – "смешные (шутливые) песни". Здесь исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Это наиболее динамичная часть медвежьего праздника, где зрители часто оказываются активными участниками происходящего действия, а в сюжетах разыгрываемых интермедий отражается сегодняшняя жизнь.
Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам – менкам и называется "песни менков". Исполнители этого цикла песен также выступают в берестяных масках, но, в отличие, от "шутливых" – надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала "маски" показывают сюжет, как люди неправильно себя ведут в лесу, на воде, или на святых местах и за это наказываются. Затем исполняется песня – наставление, где регламентируются нормы поведения.
Эта структура медвежьих игрищ воспроизводится каждый день, меняются только сюжеты песен и сценок.
Отличаются от всех предыдущих последние день - ночь. В первой половине дня в целом структура праздника сохраняется, затем появляются новые персонажи – "муж и жена", которые исполняют "святость отрезающую песню". В своей песне они строго-настрого запрещают присутствующим произносить неприличные слова, совершать непристойные действия. Затем появляются якобы брат с сестрой, живущие в верховьях Иртыша, окуривают (очищают) все помещение и исполняют специальный "паутину разметающий танец". Эти действия отделяют от всего предыдущего периода священную часть праздника, когда на игрища "приходят" божества, духи высокого ранга.
В зависимости от места проведения игрищ порядок и количество приходящих великих духов может меняться.
Общими персонажами хантыйских и мансийских медвежьих праздников являются Ас тый ики (хант.) или Мир сусне хум (манс.) – "за миром наблюдающий мужчина" и Калтащ анки (хант.) или Калтащ эква (манс.)- Великая праматерь, дающая жизнь и определяющая судьбу каждого человека. Она также определяет места пребывания и функции всех Великих духов, которые по мифам приходятся ей внуками. У казымских хантов в круг Великих входят: Хинь ики – дух подземного царства (старший из внуков Калтащ), Вэйт ики – дух в образе чайки, покровитель стихий, Лев кутуп ики – Середины Сосьвы мужчина (оберегающий оленьи стада), Ем вош ики – Священного города мужчина – дух в образе медведя, он является посредником между Нижним и Средним миром, и уже названный нами Ас тый ики – самый младший из внуков, функция которого- поддерживать порядок на Земле.
Все приходящие на праздник Великие духи исполняют свой священный танец. Последней обычно появляется Калтащ - ангки, которая поет песню-наставление о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам, чтобы дети их были живы – здоровы. Перед тем как Калтащ исполнит свой танец, присутствующие женщины набрасывают на нее свои платки. Считается, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец Калтащ, приносит удачу в семейной жизни.
Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих различных птиц и животных. Они пытаются выкрасть оставшуюся душу медведя (остальные уже сопровождены на небо в ходе проведения праздника), чтобы он не возродился. Присутствующие на празднике криками отгоняют приближающихся к медведю зверей. Если никто из зверей не смог забрать эту последнюю душу, то она остается при медведе.
Различные формы почитания медведя прослеживаются в археологических памятниках разных эпох и известны у многих народов мира. В Северной Азии культ медведя и медвежий праздник наиболее развиты у обских угров (хантов и манси), народов Нижнего Амура, кетов, эвенков, в Северной Америке у атапасков, в Японии – у айнов.
Медвежьи игрища проводились как периодически (один раз в семь лет), так и спорадически (по случаю добычи медведя).
Различные авторы по-разному объясняют возникновение культа медведя у обских угров. Большинство исследователей видят смысл медвежьих церемоний в стремлении помирить душу медведя с добывшим его охотником. В то же время в культе медведя четко выражается отношение к нему как промысловому животному, возрождение которого на земле является очень важным для северных народов.
В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).
Самому празднику предшествуют несколько обрядово-ритуальных действий. Прежде всего, существуют строгие нормы разделки медведя – "раздевание, снимание шубы". Добытого зверя "очищают" снегом или водой, при их отсутствии мхом, землей, шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается и т.д. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в так называемой жертвенной позе – голова зверя кладется между его лап.
Когда медведь должным образом обряжен, проводится ритуал "вой тэтты пант" (хант.) – зверя проносимая дорога. Добытого медведя везут в стойбище или поселок через все близлежащие священные места, делая остановки на озерах, реках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на пути.
Подходя к селению, охотники четыре или пять раз ( в зависимости от пола добытого зверя) кричат, оповещая жителей о приходе лесного гостя. Те в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой, окуривают охотников и зверя, очищаются сами, обрызгивая друг друга водой или снегом.
В селении сначала голову медведя устанавливают за священным углом дома и проводят обряд гадания. Под голову медведя кладутся священные железные предметы – ритуальные стрелы, нож. Присутствующие на церемонии поочередно подходят к медведю и приподнимают голову. Если голова становится тяжелой, это означает, что медведь готов разговаривать с данным человеком. Прежде всего, у медведя спрашивают согласия на проведение игрищ. Когда согласие получено, определяется животное, которое необходимо принести в жертву, а также каким духом он хочет быть посажен по окончании праздника: домашним, родовым, местным.
С конкретной датой проведения игрищ определяются хозяева - охотники или охотник, добывшие медведя. Обычно приглашаются жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев могут приходить без приглашения. Все гости приносят с собой угощение для медведя.
Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, рукавицы, шапки, стрелы, шкурки пушных зверей, маски) хранятся в специальных местах (священных ящиках) и достаются перед праздником.
Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.
Каждое утро перед головой зверя исполняется "песня пробуждения" - "нух киллтаты ар", откидывается наброшенный платок. Когда медведь "разбужен", перед ним должна обязательно стоять чаша с дымящейся чагой. Чагой также очищается все, что подносится медведю: еда, платки, шкурки. По окончании каждого дня игрищ медведю поется "песня, укладывающая спать" - "ил вэлттаты ар" и на голову снова набрасывается платок или полотно ткани. Считается, что теперь медведь спит.
В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 "номеров": песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Здесь сконцентрированы все виды народного творчества. Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины. Они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственно место, где женщина не только может, но и обязана показать себя - это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла "звериных (медвежьих) песен".
Медвежьи игрища – это особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония обычно начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. Все дни праздника (за исключением последнего) похожи друг на друга и жестко структурированы.
Каждый день после пробуждения медведя исполняется несколько песен (3, 5, 7, 9) "звериного" цикла. Количество исполнителей тоже нечетное. Три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы, исполняют песню перед головой медведя, поднимая и опуская в такт песне руки. В основе "медвежьих" песен обычно лежит сюжет, в котором описывается встреча человека с медведем, "пропеваются" нормы поведения. Повествование идет от лица медведя. В конце песни указывается, духом какого рода или места медведь становится.
Первая песня из разряда "звериных" - "песня о спуске медведя с неба" – "илы вухалты ар" несколько отличается от других. Это песня-миф о небесном происхождении медведя, который наказан Великим Торумом – Отцом за нарушение запретов. Небесный отец давал сыну наказ не трогать оленьи стада, не разорять лабазы, не разрушать могилы людей. Однако попавший на землю медведь, одолеваемый гнусом, обуреваемый голодом забывает напутственные слова и творит разбой. За людей заступается Мать-Земля, которая пророчит медведю небесную кару. Появляются охотники, убивают медведя, уничтожают его физическое тело, и с тех пор он становится смертным. Но бессмертная душа медведя должна вернуться к Небесному отцу.
После завершения песен "звериного" цикла исполняются мужские и женские танцы. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности.
Вторая часть медвежьих игрищ - "дневные песни" или "песни духов Миш" – "миш арат". Они посвящены духам-охранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и т.д. Песни исполняются от имени пришедшего божества и описывают путь их следования от своего места до места проведения медвежьего праздника. В песнях также регламентируются нормы поведения человека на святых местах, где восседают духи. Уходя, духи Миш танцуют для присутствующих на игрищах "удачу приносящий танец".
Третья часть медвежьих игрищ называется "нях арат" – "смешные (шутливые) песни". Здесь исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Это наиболее динамичная часть медвежьего праздника, где зрители часто оказываются активными участниками происходящего действия, а в сюжетах разыгрываемых интермедий отражается сегодняшняя жизнь.
Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам – менкам и называется "песни менков". Исполнители этого цикла песен также выступают в берестяных масках, но, в отличие, от "шутливых" – надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала "маски" показывают сюжет, как люди неправильно себя ведут в лесу, на воде, или на святых местах и за это наказываются. Затем исполняется песня – наставление, где регламентируются нормы поведения.
Эта структура медвежьих игрищ воспроизводится каждый день, меняются только сюжеты песен и сценок.
Отличаются от всех предыдущих последние день - ночь. В первой половине дня в целом структура праздника сохраняется, затем появляются новые персонажи – "муж и жена", которые исполняют "святость отрезающую песню". В своей песне они строго-настрого запрещают присутствующим произносить неприличные слова, совершать непристойные действия. Затем появляются якобы брат с сестрой, живущие в верховьях Иртыша, окуривают (очищают) все помещение и исполняют специальный "паутину разметающий танец". Эти действия отделяют от всего предыдущего периода священную часть праздника, когда на игрища "приходят" божества, духи высокого ранга.
В зависимости от места проведения игрищ порядок и количество приходящих великих духов может меняться.
Общими персонажами хантыйских и мансийских медвежьих праздников являются Ас тый ики (хант.) или Мир сусне хум (манс.) – "за миром наблюдающий мужчина" и Калтащ анки (хант.) или Калтащ эква (манс.)- Великая праматерь, дающая жизнь и определяющая судьбу каждого человека. Она также определяет места пребывания и функции всех Великих духов, которые по мифам приходятся ей внуками. У казымских хантов в круг Великих входят: Хинь ики – дух подземного царства (старший из внуков Калтащ), Вэйт ики – дух в образе чайки, покровитель стихий, Лев кутуп ики – Середины Сосьвы мужчина (оберегающий оленьи стада), Ем вош ики – Священного города мужчина – дух в образе медведя, он является посредником между Нижним и Средним миром, и уже названный нами Ас тый ики – самый младший из внуков, функция которого- поддерживать порядок на Земле.
Все приходящие на праздник Великие духи исполняют свой священный танец. Последней обычно появляется Калтащ - ангки, которая поет песню-наставление о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам, чтобы дети их были живы – здоровы. Перед тем как Калтащ исполнит свой танец, присутствующие женщины набрасывают на нее свои платки. Считается, что платок, продержавшийся на голове исполнителя все время, пока он танцует танец Калтащ, приносит удачу в семейной жизни.
Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих различных птиц и животных. Они пытаются выкрасть оставшуюся душу медведя (остальные уже сопровождены на небо в ходе проведения праздника), чтобы он не возродился. Присутствующие на празднике криками отгоняют приближающихся к медведю зверей. Если никто из зверей не смог забрать эту последнюю душу, то она остается при медведе.