Приводим ответ групп MDB и WWF на анонимную критику, которая появилась и на страницах нашего издания, без правок и купюр.
Всем привет! Это русский перевод официального ответа российских антифашистских музыкальных групп Moscow Death Brigade и What We Feel на немецкоязычную анонимную статью «Die Bands WHAT WE FEEL und MOSCOW DEATH BRIGADE als Beispiel eines zu kritisierenden «Antifaschismus»», размещенную на сайте Indymedia 15 февраля 2015 года. Наша официальная ответная статья «MDB and WWF: againsthate, discrimination, and inner-scene elitism», перевод которой на русский предлагается вашему вниманию ниже, была размещена на доступном нам и большинству мировых активистов английском языке на Facebook-страницах групп и на немецкой Indymedia 19 февраля 2015 года.
Учитывая, что прошло немало времени, мы считаем важным рассказать, как развивалась ситуация с момента публикации критической статьи до сегодняшнего дня.
Сразу же после того, как мы ознакомились с содержанием критической статьи, мы предложили организовать встречу с анонимными авторами и всеми заинтересованными лицами для конструктивного обсуждения. С помощью представителей известного и уважаемого в активистской среде берлинского анархического сквота Kopi, выступивших в качестве независимых посредников, нам удалось договориться о проведении дискуссии 20 февраля в Берлине перед выступлением MDB на крупном фестивале, посвященном 25-летию сквота.
На дискуссию прибыли не только MDB в полном составе, но и представитель WWF, который прервал семейный отпуск и за свой счет приехал в Берлин специально для участия в мероприятии. Однако авторы статьи, по нашим сведениям проживающие в непосредственной близости от Берлина, несмотря на свое обещание организаторам дискуссии приехать, так и не явились на дискуссию, нарушив свою же договоренность с коллективом Kopi и продемонстрировав максимальное неуважение к нам, организаторам и всем присутствующим. Некоторые из наших друзей, промоутеров и просто заинтересованных лиц специально прибыли из других городов и стран, чтобы принять участие в обсуждении критической статьи. Мы считаем, что этот поступок авторов полностью нивелирует любую возможность доверия к ним и к используемым ими сомнительным методам.
Тем не менее, в тот вечер в Kopi мы провели плодотворную дискуссию, рассказали об истории и особенностях развития антифашистской сцены в России, ответили на вопросы публики по критической статье. Мероприятие прошло в крайне позитивном ключе. Выступление MDB также прошло при мощнейшей поддержке зала.
Мы вынуждены признать, что реакция наших критиков и их упорное нежелание выйти на конструктивный диалог, лишь подтверждают наше предположение о том, что большая часть критики, высказанная в «обвинительной» статье, проистекает не из беспокойства за развитие российской активистской сцены в позитивном ключе, а является обычной клеветой в адрес наших групп, российской антифашистской сцены в целом, наших европейских друзей, а также попыткой инициировать громкий скандал внутри DIY-сообщества и сорвать наши концерты.
Отметим, что несмотря на хорошо организованную кампанию по компрометации наших групп и интернет-рассылку с обвинениями в наш адрес, инициированную критиками, все промоутеры наших концертов, запланированных в этом году, единодушно поддержали нас. Ни один концерт нашего будущего тура не отменен. Кроме того, ознакомившись с нашими контраргументами, нам высказали свою полную поддержку ряд известных европейских антифашистских коллективов, включая St. Pauli Hamburg, Fire And Flames Music, RASH Potsdam, RASH Marseille, Mad Butcher Records и многих других. Мы очень благодарны им за это.Также мы получили множество писем от людей из Германии и других стран, которые высказали нам благодарность за аргументированный ответ и поддержали нас в борьбе против анонимной клеветы, ставшей в последнее время серьезной проблемой мировой антифашистской сцены. Кроме того, в результате обсуждения критики и нашего ответа на нее, наши группы получили приглашения на ряд фестивалей и концертов. В целом, безупречная репутация наших групп, наша многолетняя активистская деятельность и участие во множестве благотворительных и позитивных инициатив оказались убедительнее, чем анонимные доносы.
На днях на украинском сайте был опубликован перевод «критической» статьи на русский язык под громким названием «Как «антифа» хардкор-группы дискредитируют антифашизм». Ссылка на перевод была размещена на ряде русскоязычных ресурсов (в основном в социальной сети «Вконтакте»), однако без ссылки на нашу ответную статью и даже без какого-либо упоминания о ней. Авторы статьи и перевода вскоре связались с нами и проинформировали, что это произошло непреднамеренно, и что они также готовы опубликовать наше ответное заявление.
Также, ознакомившись с другим свежим переводом обвинительной статьи — на этот раз на английский, выполненным анонимным «участником российского антифашистского и анархического движения», мы вынуждены констатировать, что в этом случае о надежде на беспристрастность стоит забыть. В своем постскриптуме переводчик прибегает к откровенному искажению фактов, очевидно, стремясь любыми средствами нанести ущерб репутации наших групп.
Цитата: «Момент с песней Razor Bois «Kick Homophobia Out Of Our Scene», которая по словам MDB доказывает их анти-гомофобию: песня была записана много лет назад — из-за ее темы в группе происходили жестокие драки (!!!), после того как человек, сочинивший песню, покинул группу, и песня с тех пор никогда не исполнялась (A moment with the song «kick homophoby our of our scene» by razor boys, which from the words of MDB proves their antihomophoby, was recorded quite some years ago — on the theme of this song there were severly figths in the band, after the guy who wrote it left and the song was never played ever after.)»
Нам очень интересно узнать, каким образом, автор этих слов сможет подтвердить их правдивость, учитывая, что «человек, сочинивший песню» никогда не покидал группу Razor Bois, и, более того, играет в группе MDB с первого дня ее существования и по день сегодняшний, а никаких драк (тем более жестоких) между участниками Razor Bois не было, ни по этому, ни по какому другому поводу.
Впрочем, уровень аргументации и истинная мотивация перевода и постскриптума становится очевидным благодаря следующему абзацу:
Цитата: «На правах переводчика и участника российского антифашистского и анархического движения могу сказать, что сложно представить более мизогинную, сексистскую, гомофобную и мачистскую сцену, чем то, чем было и остается российское антифашистское и анархическое движение. Многое сказано выше, но многое по-прежнему скрыто и не высказано. Все эти мачистские оправдания звучат слишком фальшиво, когда вы знаете, как все обстоит в реальности. («On a rights of a translator and a participant of russian antifascist and anarchist movement can say that its hard to imagine more mysoginistic, sexist, homophobic and macho scene than russian antifa + anarchist movement is and has always been. Much is said above but much more stays uncovered and silenced. All these machos’ excuses sound too fake when you know the way it is in reality.)»
Мы хотели бы отметить также неадекватную реакцию на критическую статью в наш адрес в некоторых «активистских» кругах в России. Нас удивила столь неприкрытая радость и даже злорадство незнакомых нам людей, а также максимально неуважительная недружественная риторика. К сожалению, это заставляет задуматься о том, что в подобных случаях образ ярых борцов с гомофобией и другими предрассудками, может оказаться не более чем маской, цинично используемой для сведения личных счетов и самоутверждения. Действия таких «привилегированных активистов», считающих себя вправе использовать любые, даже крайне сомнительные, методы для достижения своих целей, зачастую приводят к еще большим конфликтам, разобщающим и разрушающим активистскую сцену. Подобным людям не нужна ни адекватная и сильная сцена, ни диалоги и поиск истины в спорах, им нужна лишь возможность выносить собственный «вердикт». В лучших традициях авторитарной пропаганды активистской сцене навязывается стереотипный собирательный образ врага — милитанта из WWF и MDB, безыдейного, тупого, вооруженного до зубов качка с одной извилиной, решающего все вопросы силой. Происходит классическая подмена понятий и разделение сцены по надуманным признакам.
Отчасти, мы сами виноваты в том, что из-за максимальной закрытости нашей сцены, подвергавшейся постоянному давлению неонацистов, произошла мифологизация и наших групп, и милитант сцены в России в целом. И, в данном случае, эти мифы были использованы против нас нашими недоброжелателями. Мы прекрасно понимаем, что те люди, которые слепили из нас образ «врага», не откажутся от этого образа, сколько бы статей и песен мы ни написали, скольким людям ни помогли. Мы не рассчитываем их переубедить. То, что вы читаете в данный момент, это в первую очередь пища для размышлений для всех адекватных людей, молодых активистов, ребят, попавших в сцену недавно, парней и девушек с горящими глазами, не погрязших в тусовках, интернет войнах, зависти и праздности. И с этого момента мы будем открыто и прямо говорить о своей позиции, чтобы ни у кого не было повода для манипуляций и искажений.
Мы считаем, что настало время оставить в прошлом анонимные интриги, войну «компроматов», элитаризм, безапелляционные односторонние обвинения и методы достойные только желтой прессы. Мы искренне надеемся, что сложившаяся ситуация поможет сделать серьезный шаг к установлению открытого и уважительного диалога между участниками российской и европейской антифашистской сцены. На дворе 2015, а не 1937, у людей есть полный доступ к любой интересующей их информации, и анонимные доносы уже не работают. Все это должно остаться в прошлом, уступив место диалогу, обмену опытом и информацией, развитию. Мы считаем, что все произошедшее является хорошей причиной для начала обсуждения накопившихся проблем и противоречий в российской милитант антифашистской сцене, которые давно уже требовали нашего внимания и объективной открытой критики.
На этой позитивной ноте мы завершим свое вступительное слово и предложим вам ознакомиться с переводом нашего официального ответа на критическую статью. Хотим также добавить, что мы постарались расширить перевод нашего ответного заявления, сделав его менее пресным и более информативным, разумеется, оставив без изменений общий смысл.
Дорогие друзья! От лица What We Feel и Moscow Death Brigade мы представляем официальный ответ на статью «Die Bands WHAT WE FEEL und MOSCOW DEATH BRIGADE als Beispiel eines zu kritisierenden «Antifaschismus»» обвиняющую нас и российскую милитант-антифа сцену в целом в «фашизме, гомофобии, сексизме» и т.д.
Прежде всего, мы очень рады тому, что эта тема, наконец, попала в поле зрения широкой публики. Годами анонимные деятели предпринимали попытки срыва наших европейских туров и концертов, рассылая организаторам письма с заведомой ложью и клеветой. Например, они безуспешно пытались сорвать наш благотворительный тур в поддержку семьи Ивана Хуторского в мае и сентябре 2014, наше участие в крупных немецких антифашистских фестивалях как, например, «Ultrash» и «Barrio Antifascista».
Несмотря на то, что организаторы наших концертов в Европе никогда не обращали внимания на анонимную клевету в наш адрес или удовлетворялись нашими объяснениями, мы упорно пытались встретиться с авторами этих посланий для конструктивного диалога, в том числе с помощью посредников из числа представителей Европейской Антифашистской сцены. Тем не менее, авторы критики в наш адрес продолжали избегать участия в открытой дискуссии.
Наши группы крайне удивлены тем фактом, что авторы критической статьи на портале Индимедия не попытались обсудить свои претензии с нами до публикации. Мы также не понимаем, почему статья была опубликована в тот момент, когда мы были в международном туре, и почему к ней не прилагался перевод на английский (а лучше всего — на русский), что оставляло нам крайне мало шансов вовремя прочитать материал, понять его и опубликовать свой ответ. Мы вынуждены признать, что все это выглядит, как попытка нечестной игры и может быть воспринято как неуважение — как к нам, так и к читателям. Мы также были неприятно поражены неуважительным и обвинительным тоном статьи. Это и все перечисленное выше заставляет нас думать, что реальной причиной для публикации послужила личная неприязнь.
Тем не менее, мы воспринимаем эту ситуацию, как отличную возможность поделиться историей наших групп с теми читателями, кто еще не знаком с ней, а также, наконец, обсудить различия между российской и западноевропейской сценами и пути преодоления этих различий.
1. Обвинения
Насколько мы поняли — спасибо нашим немецко-говорящим друзьям и «Google Translate», авторы утверждают, что MDB, WWF, некоторые близкие к ним группы и, как можно сделать вывод из статьи, российская милитант антифашистская сцена в целом — не настоящие антифашисты, а, на самом деле, помешанные на насилии головорезы, гомофобы, сексисты, националисты и далее по списку.
Некоторые из этих заявлений подкреплены цитатами из пары интервью. Одно с участником 210 и экс-участником «Razor Bois». Другое — c участником MDB и экс-участником «Razor Bois» и WWF.
Интервью с участником 210 было удалено после его публикации, так как, согласно словам 210, ответы были неправильно интерпретированы интервьюером и не выражали позиции группы.
Интервью с «Razor Bois» были опубликованы 5 лет назад (в 2010 году), а цитаты из них были вырваны из контекста или намеренно некорректно переведены на немецкий язык.
Остальные аргументы в общем представляют собой попытки связать нас с людьми, с которыми мы никогда не имели ничего общего и даже не были знакомы лично, а также с лейблом, с которым одни из нас никогда не работали, а другие прекратили сотрудничество некоторое время назад.
Наконец, часть обвинений основываются на авторских предположениях и допущениях, которые следуют либо из недостаточного знания предмета обсуждения, либо из намеренно необъективного взгляда авторов.
В завершение этого пункта мы хотим заявить, что обвинения, представленные в статье, не имеют никакой связи с реальностью. Заявления о том, что мы являемся ксенофобами или фашистами идут вразрез со всем, что мы выражали и продолжаем выражать в наших песнях, заявлениях, в наших действиях и нашей работе в рамках антифашистской сцены. Мы боролись и боремся против расизма, национализма и всех типов дискриминации, основанных на этническом происхождении, цвете кожи, религии. Мы боролись и боремся против дискриминации, основанной на гендерной принадлежности и сексуальной ориентации, против стереотипов и генерализации в целом. Из-за нашей антифашистской позиции мы не раз подвергались физическим атакам, получали угрозы, наши фото и частная информация размещались на неонацистских сайтах с призывами к нашему физическому уничтожению.
2. Различия между обществом и сценами в России и Западной Европе
Попытка сделать заявление в стиле «Русские Антифашисты на самом деле фашисты» не стала для нас сюрпризом. Как мы уже упоминали, мы видели подобные заявления во множестве анонимных кляуз, предположительно распространяемых одной и той же группой людей. Это заявление выражает ни что иное, как стремление полностью игнорировать огромный разрыв между западноевропейским и российским обществом, обусловленный историческими и культурными факторами.
Необходимо учитывать, что любая форма жизни, личность или социум развиваются постепенно, последовательно проходя стадии эволюции. Процессы, которые закончились в немецком обществе много лет назад, только начались в России. До 1991 года наша страна более 70 лет существовала в условиях тоталитарной диктатуры (не говоря о предшествующих сложных исторических событиях и процессах), а сразу после 1991 российское общество совершило прыжок в период первобытного капитализма. Закономерно, что мы все еще живем в достаточно консервативном климате, который сложно сравнивать с социальными условиями большинства западноевропейских стран.
Схожая ситуация наблюдается и на примере сцены: российская антифашистская сцена появилась фактически на пустом месте в начале — середине 00-х и сразу же оказалась втянутой в противостояние с отлично развитым неофашистским движением — на тот момент, возможно, сильнейшим и опаснейшим в мире. В результате неонацисты переключили внимание с нападений на мигрантов и меньшинства и направили всю свою ненависть на нового врага — молодую и малочисленную антифашистскую сцену.
В этих условиях антифашистское движение фактически оказалось на грани выживания. С первого момента своего существования оно было субкультурным и милитантным, состояло из людей с различными взглядами и было сконцентрировано вокруг развивающейся музыкальной сцены. В отличие от Европы, в России не было политических партий, поддерживающих антифашистов. Вместо этого было постоянное давление со стороны нацистов и общества. Отсутствие информации и контактов приводило к тому, что движение часто выбирало собственные пути развития — пути, которые сегодня могут выглядеть сомнительными, однако на тот момент представлялись единственно возможными для людей, балансирующих на грани физического выживания.
Борьба российских антифашистов против неонацистов во многом напоминала борьбу европейских антифашистских движений первой половины ХХ века против молодых фашистских партий: жестокие уличные столкновения, соревнования в пропаганде и отчаянные попытки завладеть поддержкой общества.
Учитывая колоссальные культурные различия между западноевропейским и российским обществом очень легко понять, почему некоторые из методов, практикуемых молодым российским антифашистским движением, могут показаться спорными для представителей современной немецкой сцены. Тем не менее сцена, так же как и ее отдельные части — в том числе WWF и MDB, постоянно развивается и остается открытой для критики, поддержки и советов.
Мы вынуждены отметить, что авторы «критической» статьи демонстрируют намеренное неуважение к этим историческим и культурным различиям и особенностям, что выглядит как явное выражение западноевропейского элитаризма.
3. Гомофобия
Для начала стоит сказать, что обвинения в гомофобии не подкреплены никакими фактами. Статья не предоставляет ничего в поддержку обвинений, что неудивительно — для них нет ни малейших оснований. Тактика авторов представляет собой опасную тенденцию, которая создает ситуацию в стиле «мальчик и волки», когда обвинения в гомофобии и сексизме используются направо и налево без малейшей причины, исключительно для создания драматического эффекта. В результате общество автоматически начинает воспринимать такие обвинения как необоснованный информационный шум и уже не обращает внимания даже на вопиющие случаи настоящей гомофобии и других видов дискриминации.
Совершим небольшую экскурсию в среду, из которой вышли мы и, как мы полагаем, большая часть современных российских антифашистов. Думаем, никто не будет спорить с тем, что российское общество, как и многие другие социумы региона, остается весьма консервативным. Значительная часть населения в свое время прошла через тюремную систему, в результате чего часть общества до сих пор фактически живет по тюремному кодексу чести («понятиям»), который трансформировался в уличный кодекс поведения. Мы выросли в рабочих районах, где оскорбительные формы слова «гомосексуалист» всегда были и остаются сильнейшими оскорблениями в адрес оппонента. Согласно неписанным правилам улицы тот, кого назвали подобными словами, должен был как минимум избить обидчика, чтобы избежать позора.
И, тем не менее, даже в подобных условиях мы не раз открыто высказывались против гомофобии.
В 2008 Razor Bois (группа участников MDB) официально выпустила песню «Kick Homophobia Out Of Our Scene», в которой заявляли, что ни у кого нет права осуждать людей за их сексуальную ориентацию и совать свой нос в личную жизнь других.
http://www.discogs.com/ Razor-Bois-Self-Titled/ release/3148568
По факту релиза этой песни мы столкнулись с критикой со стороны некоторых людей из российской сцены, которые сочли себя оскорбленными ее текстом.
Годом ранее Razor Bois организовали и выступили на бенефит-концерте в Нью-Йорке, США в поддержку жертв неонацистов в России, включая московского антифашиста, участвовавшего в защите акции против гомофобии от атаки нацистов и получившего серьезные ножевые ранения. MDB не раз выступали в клубах, где висели гей-прайд баннеры, что можно увидеть в официальных видео группы, например, в этом видеоотчете о выступлении группы на фестивале Sorgingaua Fest в Стране Басков (0:31). Также рекомендуем вам обратить внимание на это фото WWF с баннером против гомофобии.
Участники обеих групп выступают против гомофобии. Несмотря на тот факт, что гомофобные оскорбления традиционно использовались как уничижительные ругательства в адрес оппонента в среде, в которой мы выросли — в наших текстах и интервью мы всегда пытались избегать риторики, которая могла бы быть воспринята как дискриминационная по отношению к людям той или иной сексуальной ориентации.
4. Сексизм
В 2008 Razor Bois выпустили песню «Forward To The Past», которая критиковала дискриминацию женщин и проявления сексизма, которые до сих пор встречаются во многих культурах и обществах мира.
http://www.discogs.com/Razor-Bois-Self-Titled/release/3148568
Мы можем согласиться с тем, что слово «шлюха» может быть интерпретировано как сексистское в определенных контекстах. Однако мы не вкладывали такое значение в это слово, когда использовали его в своем тексте 6-7 лет назад: «ты нацистская шлюха», «парни поднимают движ, шлюхи ссорятся как дети». Мы использовали его для того, чтобы описать тех людей, кто продает свои идеалы, друзей и убеждения ради модного тренда (в данном случае — нацизма). Мы также убеждены, что это слово может быть применено к людям любого пола и не несет никакой дискриминации по отношению к тому или иному гендеру.
В качестве дополнения: используя это слово мы никоим образом не пытаемся критиковать людей, которые добровольно или вынужденно работают в секс-индустрии. Секс-рабство — отвратительная и позорная язва на теле многих современных культур и обществ. Мы также убеждены, что те, кто добровольно работают в секс-индустрии, имеют полное право распоряжаться своим телом и быть защищенными от обвинений за реализацию этого права.
Как участники антифашистского и человеческого сообщества мы поддерживаем движения за права женщин и приветствуем прогресс в сфере гендерного баланса внутри нашей сцены и других сообществ. Мы уважаем женщин, которые принимают участие в развитии нашей сцены в качестве музыкантов, активистов или в любой другой роли участниц антифашистской сцены, которую они сами выберут для себя.
5. Патриотизм, «Русские против фашизма»
С начала 90-х патриотизм стал наиболее популярным трендом, используемым российскими неонацистами — трендом, который гарантировал им поддержку СМИ и общества. Антифашисты при этом всегда находились в меньшинстве и с первых дней своего существования были заклеймены нацистской пропагандой как «наркоманы и антирусские экстремисты, спонсируемые западом и тайным мировым правительством». Благодаря этой успешной пропаганде, значительная часть российского общества поддерживала атаки нацистов на представителей меньшинств, иммигрантов и антифашистов, а подростки гораздо более охотно присоединялись к наци-скинхедам и ультраправым футбольным хулиганам, чем к антифашистам, которые находились и находятся в ощутимом меньшинстве.
В определенный момент мы решили попробовать использовать относительную популярность наших групп для того, чтобы радикально поменять ситуацию: отнять термин «патриотизм» у нацистов и использовать его против них самих. Мы начали использовать патриотическую риторику для того, чтобы объяснить обществу, что Россия — многонациональное государство, родина для людей различного происхождения и вероисповедания. Мы попытались объяснить, что патриотизм — это не ненависть к иностранцам и слепое подчинение чиновникам, а уважение к своим корням и культуре. А для большинства жителей России этими корнями выступает исторический интернационализм и победа над немецким фашизмом. Таким образом, нам удалось внести свой вклад в создание позитивного образа антифашиста и показать неонацистов как реальных врагов российского общества и культуры.
Лозунг «Русские против фашизма» стал частью вышеописанной стратегии, а также прозвучал антифашистским ответом на популярный нацистский лозунг «Россия для русских». Впервые демонстрация и выступление музыкальных коллективов, в том числе — Moscow Death Brigade, была проведена под лозунгом «Русские против фашизма» 4 ноября 2009 года. Эта дата традиционно используется нацистами для проведения так называемого «Русского марша» — массового шествия, которое собирает представителей основных фашистских и ультраправых партий и организаций. Основная идея была плюнуть в лицо нацистам и лишить их возможности распространять свою пропаганду ненависти от лица людей, которые, идентифицируют себя как «русские». Важно отметить, что нашу акцию и лозунг поддержал ряд деятелей культуры, в том числе всемирно известный писатель Борис Стругацкий.
Строчка из песни «До конца»: «Это я русский — ты нацистская шлюха» — была задумана как ответ на популярный в то время в среде нацистов и ультраправых слоган — «Я русский», массово использовавшийся в качестве принта на футболках, баннерах, флагах, стикерах и т.д. Идея состояла в том, чтобы в очередной раз высмеять нацистскую пропаганду и выразить послание: «Я русский и я антифашист, я стою за равенство и против предрассудков, а ты — человек, променявший свою гордость и самоуважение на модный нацистский тренд». Как мы уже говорили выше, мы не вкладывали никакого сексистского значения в слово «шлюха». Возможно, имело смысл использовать другое слово, но, тем не менее, мы горды тем, чем эта фраза приобрела большую популярность и по сей день используется даже людьми далекими от антифашистского движения для насмешек над нацистами. Стоит признаться, что мы также давно не встречали на улицах нацистов в мерче «Я русский».
Мы понимаем, что эта тактика несла определенный риск и представляла широкие возможности для критики в наш адрес. Мы действительно получили множество критических отзывов от ультралевых, однако также необходимо отметить, что многие левые активисты из РФ, наоборот, поддержали нас. Мы считаем, что тактика показала себя как успешная и позволила российской антифашистской сцене в целом развернуть общественное мнение в свою сторону, привлечь множество людей и лишить нацистов их главного орудия — пропаганды. Мы верим, что благодаря этой тактике нам удалось внести свой вклад в сегодняшнюю ситуацию, когда количество нацистских нападений и убийств на почве ненависти радикально снизилось, и общество в целом стало значительно более открытым и терпимым, чем несколько лет назад.
Тем не менее, мы пришли к пониманию, что игры с патриотизмом и национальной идентичностью могут быть очень опасными, особенно в свете современной ситуации на Украине. Чтобы продемонстрировать это мы (WWF и MDB) и многие другие группы и коллективы подписали манифест против войны на Украине (против поддержки обеих сторон конфликта, за прекращение военных действий и в поддержку мирного населения). Мы можем с гордостью сказать, что манифест был подписан большим количеством музыкальных групп, коллективов и отдельных лиц в России, что также говорит о переменах в лучшую сторону, как минимум, в отечественной DIY сцене.
В заключение мы напомним читателю, что в текстах песен наши группы не раз освещали актуальные проблемы нашего общества и страны и выступали против пропаганды ненависти, насилия и войны — довольно странный ход для так называемых «националистов», которыми нас пытаются выставить авторы «критической» статьи.
6. Национализм
Начнем с того, что MDB и WWF имеют мульти-этнический состав. В наших группах играют люди с еврейскими, русскими, украинскими, татарскими и другими корнями, люди из христианских и мусульманских семей.
Мы никогда не скрывали тот факт, что мы выступаем против любых форм расизма — белого, черного и любого другого, и мы по-прежнему придерживаемся этих убеждений. В России существует множество ультранационалистических и радикальных религиозно-политических движений, представляющих самые разные национальности и этнические группы. В то время как неонацисты утверждали, что «антифашисты выступают против русских», мы пытались объяснить людям, что антифашисты выступают против националистов и расистов любого типа.
Перевод цитаты интервью участника MDB и Razor Bois на немецкий язык («Скот с гор» вместо оригинального «Быдло с гор») намеренно выполнен авторами статьи неправильно и таким образом, чтобы придать фразе абсолютно другое значение — расистское и уничижительное.
Слово «быдло» чаще всего употребляется в значении «агрессивная и невежественная личность, склонная к беспричинному насилию», и не несет никакой расовой и национальной окраски. В интервью было сказано, что мы одинаково осуждаем расизм и национализм как со стороны наци-скинхедов, заявляющих о главенстве русской нации, так и со стороны националистов и религиозных радикалов из южных республик, провозглашающих главенство своей нации или религии.
Цитата: «Для нас нет разницы между клоуном, орущим «зиг хайль», и быдлом с гор, визжащим «Кавказ над нами, Россия под нами» — ни тому, ни другому нет места на наших улицах».
Фраза «быдло с гор» может на первый взгляд показаться сомнительной человеку, не знакомому с русским языком и реалиями. Однако выходцы из южных республик (которые, кстати, есть среди нас и наших близких друзей) сами регулярно называют себя «горцами» и говорят о вышеупомянутых горах, как о своей родине, не вкладывая в эти слова никакого оскорбительного расистского смысла.
Также хотелось бы сказать, что это интервью давалось 5 лет назад и, если бы мы давали его сегодня, мы не стали бы использовать подобные выражения исключительно для того, чтобы избежать недопонимания. Но, как тогда, так и сейчас мы придерживаемся убеждения, что любой вид расизма отвратителен и недопустим. Отрицать этот факт — значит отрицать сам смысл антирасизма и равенства всех людей.
Полагаем, не стоит еще раз говорить, что у нас нет ни малейших предрассудков по отношению к какой-либо этнической или национальной группе. Среди наших друзей множество людей с Кавказа, из Средней Азии, из Армении, Узбекистана, Башкирии, Казахстана, Татарстана, Чечни, т.д.
7. Маскулинность, культ насилия и мачизм
Одно из обвинений, высказанных в статье, гласит, что наши группы пропагандируют насилие и исповедуют культ «маскулинности» и «мачизма».
Во-первых, мы считаем, что попытка стереотипизировать людей на основе их внешнего вида, любви к спорту и боевым искусствам является ничем иным, как типичным предрассудком и проявлением дискриминации. Если человек носит спортивную одежду и тяжелые ботинки, это не повод причислять его к агрессивным, помешанным на насилии и мачизме индивидуумам, точно так же как человек, не обладающий большими габаритами и одетый в «несубкультурную» одежду, не может по определению считаться «ботаном», «слабаком» и личностью не способной дать физический отпор. Генерализация, примером которой являются подобные высказывания авторов «критической» статьи — это одно из явлений, против которых мы выступаем и, на наш взгляд, странно слышать подобные суждения от представителей настоящей и правильной антифашистской сцены, к которым, видимо, причисляют себя вышеуказанные авторы.
Во-вторых, агрессивная натура многих участников российской антифашистской сцены является прямым следствием жизненной необходимости — необходимости быть готовым защищать себя и своих близких. Эта агрессия была направлена исключительно против представителей ультраправых движений, которые воплощали прямую физическую угрозу.
В-третьих, женщины всегда играли существенную роль в российском антифашистском движении, в том числе в наиболее решающие моменты его развития. Им приходилось и защищать концерты наряду со своими товарищами мужского пола, и участвовать в развитии и росте сцены. Любой, кто имел хоть малейшее — реальное, а не выдуманное — отношение к антифашистской и DIY сцене в России, знает об этом не понаслышке.
Утверждение о том, что наши группы и их окружение создали «сточную яму (sammelbecken) помешанных на насилии самцов», наглядно демонстрирует, что авторы и их источники либо намеренно искажают факты, чтобы поддержать свои обвинения, либо не имеют никакого представления о том, о чем пишут. Женщины всегда были большой частью российской Антифашисткой сцены, и многие из них поддерживали наши группы. Мы всегда рады видеть женщин на наших концертах. Наша благотворительная активность, концерты и общественные мероприятия были бы невозможны без прямого участия многочисленных представительниц антифашистского и DIY движения.
В своих треках мы всегда пропагандировали образование, упорную работу и спорт, так как мы верили и продолжаем верить, что в условиях, в которых мы живем — где социальная поддержка и гарантии практически не существуют, единственным путем к выживанию является самосовершенствование — как в плане духа и интеллекта, так и в плане физического развития.
Ни для кого не секрет, что конфликты между «милитантами» и «пацифистами» регулярно случались в сцене, и наши группы чаще всего подчеркивали значение милитант сцены и брали ее сторону. Это не должно восприниматься как дискриминация, направленная против тех, кто предпочитает более интеллектуальный подход к решению проблем. Стоит учитывать, что в тот момент милитант-активисты были единственными людьми, готовыми рисковать жизнью ради защиты сцены и меньшинств от атак нацистов. Когда моб наци-боевиков, вооруженных ножами, кастетами и травматическим оружием движется к клубу, месту проведения DIY концерта или к своим предполагаемым жертвам, никакие дискуссии и дебаты не смогут помешать им калечить, и убивать. Они могут быть остановлены только с помощью физической силы; людьми, готовыми встать у них на пути, рискнув своим здоровьем, свободой и даже жизнью.
Проблема конфликтов внутри сцены между милитантами и нон-милитантами имеет общий характер и встречается в антифашистских сообществах во многих странах. Мы считаем, что налаживание конструктивного диалога между обеими группами жизненно необходимо для прогресса сцены.
8. Коммунизм и анархизм
В качестве очередного обвинения авторы статьи приводят слова участника MDB и «RAZOR BOIS» из интервью 2010 года: «мы не называем себя коммунистами или анархистами». Однако мы по-прежнему не видим никаких проблем, связанных с этим высказыванием. Как люди, рожденные в СССР, мы не испытываем иллюзий насчет советского прошлого. Мы знаем, что для множества людей слово «коммунизм» в первую очередь ассоциируется с ужасами трудовых лагерей, репрессиями, государственной диктатурой, антисемитскими кампаниями, подавлением восстания в Чехословакии.
В то же время не стоит обходить вниманием тот факт, что в том же самом интервью участник MDB и «RAZOR BOIS» говорит, что, несмотря на то, что он не разделяет всех идей коммунизма и анархизма, он поддерживает часть из них. Он также подчеркивает, что наши группы работали вместе с анархистами (ABC, CNT), коммунистами, представителями RASH, SHARP, и т.д., потому что главная цель у нас одна — единство и борьба против пропаганды ненависти, насилия и неравенства. Мы не понимаем, почему для того, чтобы быть частью антифашистской сцены, необходимо непременно называться коммунистом или анархистом.
Несмотря на то, что мы никогда не называли себя анархистами, WWF, MDB и Razor Bois неоднократно принимали участие в бенефит-концертах и сборниках в поддержку Анархического Черного Креста и работали с другими левыми коллективами и группами. Вот лишь некоторые из примеров:
Razor Bois и WWF на компиляции «Разрушая Тюрьмы» в поддержку Анархического Черного Креста:
http://www.discogs.com/Various-Разрушая-Тюрьмы/release/4906612
Концерт, организованный Razor Bois и RASH NewYork в поддержку Анархического Черного Креста, собиравшего деньги для московского антифашиста, тяжело раненного во время нападения нацистов на акцию в поддержку прав ЛГБТ:
Бенефит-тур WWF поддержку Анархического Черного Креста:
9. 210
Цитаты из интервью 210 2014 года в том виде, в котором они представлены в критической статье, без сомнений, абсолютно неприемлемы для людей, относящих себя к антифашистской сцене. Однако стоит учесть, что эти цитаты были взяты из интервью, удаленного после публикации, так как, согласно заявлению 210, интервью было неправильно расшифровано и интерпретировано его автором.
Немного расскажем о группе 210. Большинство музыкантов группы вышли из рабочего класса, выросли в крайне неблагополучных районах и работали (и работают до сих пор) на заводах и производствах. Это простые люди, у которых не было оплаченного государством высшего образования или финансовых пособий, которые росли на улицах России 90-х, среди криминала, бедности и насилия. При этом, несмотря на жестокость своего окружения, эти люди пришли в антифашистскую сцену и годами стояли на передовой уличной войны с фашистами, в то время как большинство их сверстников, выросших в схожих условиях, присоединились к ультраправым или остались в стороне.
Участники 210 часто рисковали своей жизнью и здоровьем, охраняя концерты и мероприятия антифашисткой сцены, подставляясь под арматуру, ножи и резиновые пули. Мы полагаем, что даже самые ярые критики российской милитант-сцены не смогут отрицать той огромной роли, которую сыграли участники 210 в защите московской (и не только) антифашистской сцены, охраняя концерты и уличные акции. Фотографии участников 210 регулярно выкладывались на нацистские сайты с призывами к уничтожению, сами музыканты получали угрозы и становились объектами нападений. Кстати, перед московским концертом британской группы «The Oppressed» 2013-го года, афиша которого зачем-то была приложена к «критической» статье, именно 210 первыми приехали охранять клуб после того, как организаторы и администрация начали получать от нацистов угрозы и обещания организовать атаку на концерт. Это лишь один из множества примеров мужества этих людей, мужества, за которое мы их уважаем и ценим.
Дела говорят громче слов, тем не менее, но когда мы узнали о недопустимых высказываниях со стороны 210, мы ясно поняли, что стоим перед выбором: прервать любые связи с этой группой или пообщаться с ребятами лично и понять какую позицию они занимают в настоящее время в действительности. Мы абсолютно уверены, что подобные проблемы и разногласия должны решаться в порядке диалога, а не анонимных односторонних обвинений. С этой целью мы организовали в прошлом году большую встречу с участниками 210. Участники группы подтвердили, что в вышеупомянутом интервью не смогли правильно и доступно выразить свою актуальную позицию, а их слова оказались еще больше искажены некорректной расшифровкой интервью. Мы хотим еще раз подчеркнуть, мы не выступаем адвокатами парней из 210, и на наш взгляд появление такого интервью, вне зависимости от подробностей его появления — ошибочный шаг, нанесший сильный удар по репутации группы и по имиджу отечественной милитант сцены в целом. Но мы убеждены, что действия этих парней спасли не одну жизнь в прошлом. Никто не идеален, развитие любой личности — постепенный процесс, главное — это признание своих ошибок и диалог. Мы верим, что такие ребята, как участники группы 210 заслуживают доверия и не заслуживают оголтелой анонимной травли. Мы выступаем в их поддержку.
10. Street influence
Street Influence — лейбл, изначально основанный Федором Филатовым, одним из неформальных лидером московских скинхедов-антирасистов, убитым неонацистами. После смерти Федора его друзья продолжили выпускать релизы под эгидой лебла, перечисляя все заработанные деньги семье погибшего. По этой причине WWF начали работать со SI, выпустив на нем EP и сплит со Stage Bottles (последний релиз был издан совместно SI и немецким лейблом Mad Butcher) в октябре 2013. Лейбл также выпускал мерч WWF, включая ограниченный тираж футболок WWF с изображением Ивана Хуторского, перечисляя все доходы с продаж семье Ивана:
Кроме того, Street Influence выпустили трибьют What We Feel, все доходы от реализации которого также были перечислены семье Хуторского.
http://www.discogs.com/Various-Tribute-To-What-We-Feel/release/4469967
Между группой и лейблом не было и нет никаких «бизнес» отношений, как пытаются показать критики. Группу и лейбл связывали только дружественные и доверительные отношения, ни одна из сторон не заработала на этом сотрудничестве никаких денег. В октябре 2014 WWF по причине разных взглядов на дальнейшее сотрудничество покинули Street Influence, хотя лейбл до сих пор продает остатки мерча и записей группы.
11. Абу
Как мы ни пытались, мы так и не смогли найти ни малейшей связи между упомянутым Абу и WWF или другими нашими группами. У нас нет никаких идей, почему авторы уделили ему столько внимания в своей статье. Абу никогда не работал с WWF, MDB или кем-то из наших друзей. Мы никогда не встречали Абу лично и не общались с ним. Более того, мы толком ничего о нем не знали до того, как прочли статью на Индимедии.
Тем не менее, мы предприняли собственное расследование и выяснили, что Абу нарисовал одну обложку для сплита Zapoy/Rude Riot, выпущенном MLM — под-лейблом Street Influence, причем на момент создания обложки для MLM Абу был известен всем как SHARP и саппортер MTZ-RIPO (футбольный клуб из Минска, известный своим антифашистским саппортом). Это случилось до того, как он начал работать с аполитичными группами, о которых так много пишут авторы статьи.
Со стороны это выглядит так, что авторы поместили в статью столь подробный рассказ об Абу и его работе с правыми и аполитичными группами для создания дешевого драматического эффекта, в то время как в реальности, между Абу и нашими группами нет ни малейшей связи. Стоит упомянуть и фотографию Абу с людьми в майках Rock Against Communism, которую регулярно прикрепляют к заголовку «критической» статьи на различных ресурсах, очевидно, надеясь, что читатели по незнанию сочтут, что на фото изображены музыканты MDB и WWF. На наш взгляд, один только этот трюк полностью дискредитирует самозваных «обвинителей».
Разумно предположить, что все это сделано для того, чтобы обвинить наши группы в так называемой «аполитичной позиции». К сожалению, для авторов «критической» статьи, это совершенно невозможно, так как наши группы, включая MDB, WWF, Razor Bois на протяжении многих лет открыто высказывали свое негативное отношение к тем, кто так или иначе сотрудничает с нацистами и правыми.
Достаточно вспомнить лейбл, созданный в середине 00’ участниками Razor Bois и будущими участниками MDB, под названием «BoycotttheFencewalkers!». Кстати, одним из первых релизов лейбла стал благотворительный международный хардкор сборник «Planet Of Friends», выпущенный с целью сбора денег на лечение парню африканского происхождения, жестоко избитому в московском метро неонацистами и получившему серьезные травмы и инвалидность.
Razor Bois также записывали песню против тех, кто поддерживает те или иные отношения с нацистами под названием «Don’t walk the fence, walk the plank»:
«They are just your old buddies, well I heard that old shit,
Tell your tales to the parents of those murdered kids,
Don’t go to their shows, don’t shake their fucking hands,
I don’t know you backstabber, I don’t need such friends.»
http://www.discogs.com/Razor-Bois-Self-Titled/release/3148568
Еще пара примеров текстов:
WWF, «Аполитичный скам»:
«Красивое слово вы придумали
Для оправдания собственной трусости
Все понятно, на самом деле
Но безопаснее быть дальше от темы
Всем вам давно нужно понять
Как можно бояться правду признать
Очнитесь, нельзя быть такими слепыми
Или вам нравится быть вместе с ними?»
http://www.anr-music.org/de/releases.php?ACTION=translyric&ID=ANR+26#311
MDB, «Cut Off Your Tongue»:
«Fuck the two faced scum, fuck the fencewalkers
Snitches got stitches and talkers got walkers»
https://www.fireandflames.com/de/music/moscow-death-brigrade-hoods-up-ep.html
12. Бизнесмены?
Пока авторы обвиняют нас в использовании «образа антифашиста» для «продажи себя толерантному Западу» давайте поближе познакомимся с деятельностью наших групп. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство туров MDB и WWF были благотворительными. Например, два крупных тура 2014 года — в мае и сентябре, были организованы для сбора денег в пользу семьи Ивана Хуторского — российского антифашиста, убитого неонацистами. В результате слабой государственной поддержки пенсионеров мама и бабушка Ивана после смерти единственного кормильца остались фактически без средств к существованию. В 2014 году MDB и WWF заработали более 8000 евро для семьи Ивана и других людей, нуждающихся в помощи, включая семьи других жертв неонацистского террора. Здесь вы можете ознакомиться с видеоотчетом о майском туре групп и визите к семье Ивана.
Часть доходов от выступлений и продажи мерча используются для оплаты туровых расходов: авиа и ж/д билетов, аренды вэна и музыкальной аппаратуры и, иногда, таких нужд групп, как запись нового материала. Все мы работаем на постоянных работах, не зарабатываем на музыке и являемся друзьями, а не «бизнес-партнерами», как упорно повторяют авторы на протяжении своей статьи. Для того, чтобы иметь возможность ездить в туры, нам приходится очень много работать, так как зарплаты в России не могут сравниться, к примеру, с зарплатами в Германии, а каждый тур — это крайне дорогостоящее и рискованное предприятие (особенно, учитывая, что получение Шенгенской визы для гражданина РФ, иногда оказывается непростой задачей).
Мы фанатично любим делать музыку и были бы счастливы, если бы нам удавалось зарабатывать этим занятием на жизнь, так как это позволило бы нам уделять больше времени группам и сцене (вместо того, чтобы тратить это время на работу на чужих людей). Однако пока это невозможно, так как мы не зарабатываем музыкой достаточно для того, чтобы поддерживать наши благотворительные инициативы и при этом обеспечивать самих себя. Мы не используем свои убеждения для зарабатывания денег, вместо этого мы вкладываем все свои силы в запись и исполнение максимально качественного материала, который дает нам возможность высказывать нашу точку зрения, привлекать больше людей в антифашистскую сцену и вести благотворительную деятельность.
Кстати, мы видели огромное количество европейских и, в частности, немецких групп, лейблов и дистро, которые активно торгуют мерчем с популярными антифашистскими символами и логотипами (которых на нашем мерче практически нет). В связи с этим хотим спросить у авторов, почему нам нельзя продавать мерч так же, как и упомянутым группам и лейблам, и является ли этот запрет очередным проявлением элитаризма авторов статьи.
Заключение
Подведем краткий итог: российское общество все еще находится в процессе развития и роста. Оно по-прежнему весьма консервативно и испытывает множество проблем, многие из которых обусловлены его непростой (и зачастую трагичной) историей и медленным экономическим развитием, происходящим из совокупности внешних и внутренних факторов. Мы полагаем, что люди постепенно становятся более прогрессивными в своих взглядах, но сложные условия, в которых существует наше общество, закономерно замедляют это развитие. Ни условия жизни в России 90-х, когда большинство современных российских антифашистов росло и воспитывалось, ни условия жизни в России 00-х, когда росла и развивалась антифашистская сцена, не могут идти ни в какое сравнение с условиями жизни в Западной Европе.
Российская антифашистская сцена чрезвычайно молода и сразу после своего появления ее участники оказались лицом к лицу со смертельной угрозой со стороны российского неонаци движения — одного их самых сильных и жестоких в мире на тот момент. Российские антифашисты стали главными врагами неонацистов, в значительной степени отвлекли их от атак на представителей меньшинств и заплатили за это кровавую цену.Для того чтобы выживать и прогрессировать в борьбе против насилия, основанного на ненависти, движение было вынуждено работать в двух направлениях: привлечении достаточного количества людей, физически способных противостоять атакам нацистов, и грамотной подачи гуманистических идей с целью получения поддержки со стороны общества. WWF и MDB в числе многих других музыкальных групп стали своеобразным голосом сцены и сыграли важную роль в достижении обеих целей.
Авторы «критической» статьи откровенно игнорируют это культурные, социальные и исторические особенности, оценивая российскую сцену и таких ее представителей как WWF и MDB согласно стандартам современной немецкой сцены, развитие которой началось многими десятилетиями раньше. Мы не раз становились свидетелями подобного подхода не только к нашей сцене, но и к сценам других стран, культурный климат которых значительно отличается от Западной Европы — сцен стран Ближнего Востока, Южных республик РФ, Восточной Европы и т.д. Мы находим такой подход в корне неправильным.
Также необходимо отметить, что авторы статьи использовали недопустимые и нечестные приемы: анонимность авторов внутри сцены, неправильный перевод (намеренное использование перевода из Гугл Транслейта слова «быдло» как «стадо», несмотря на декларируемое наличие «русскоговорящих друзей»), намеренное искажение фактов (ничем не подкрепленные заявления о работе с Абу, обвинения в гомофобии и др.), использование вырванных из контекста цитат и интервью 5-летней давности, отсутствие русского (или хотя бы английского) перевода и момента публикации, совпадающего с нашим международным туром. Все вышеперечисленное ставит под сомнение возможность доверия к авторам статьи.
Мы понимаем, что с точки зрения современной западной сцены некоторые из слов и фраз, используемых нами в интервью и текстах (написанных 5-8 лет назад) могут показаться спорными. Однако мы готовы заверить читателей, что, как уже объяснили выше, не вкладывали в них никакого сексистского, гомофобного или расистского значения. Мы регулярно использовали язык улиц, с которых мы пришли в эту сцену, но не пытались оскорбить никого, кроме наших врагов. В любом случае, если бы мы давали эти интервью сегодня, мы бы постарались использовать другие фразы исключительно для того, чтобы избежать недопонимания. Мы выступаем против предрассудков любого типа, и регулярно выражали эту позицию в наших текстах, начиная с самых первых лет нашей музыкальной деятельности.
Учитывая все вышеперечисленные факты, мы можем сказать, что воспринимаем критическую статью, как откровенную клевету на наши группы и российскую милитант-антифашистскую сцену в целом и полагаем, что факт публикации статьи продиктован личной неприязнью. Это также выглядит как попытка навязать свою волю развивающимся сценам без учета социальных и культурных условий, в которых они существуют. Мы видим в этом выражение элитаризма и не намерены мириться с подобным подходом. Мы готовы к развитию наших групп и сцены и благодарны за любую здоровую критику. Но нам нужны друзья, а не люди, декларирующие свое превосходство по отношению к нам.
Спасибо всем, кто поддерживает нас!
С наилучшими пожеланиями!
Moscow Death Brigade, What We Feel