3 января 2011 г. в московском метро стартовала выставка «Искусство против нацизма». По словам её организаторов — Комитета 19 января, выставка призвана привлечь внимание к проблеме неонацизма в России. В ней принимают участие известные на международном уровне художники, которые предоставили Комитету свои работы в жанре стрит-арт (уличное искусство) в форме стикеров и плакатов с ясным антифашистским смыслом.
Стикеры и постеры появлялись в вагонах, в переходах и на балюстрадах эскалаторов московского метрополитена вплоть до 19 января 2011 года. Цель этой выставки – заявить о солидарности художников-интернационалистов с антифашистской повесткой Комитета 19 января, об острой необходимости борьбы с неонацизмом здесь и сейчас. Так же Комитет надеется, что появление в метро этих работ спровоцирует активность людей, еще не вовлеченных ни в какие инициативы.
Далее публикуются некоторые из работ участников выставки «Искусство против нацизма», которая успешно прошла в самом крупном музее Москвы – в метрополитене. Для участия в выставке свои произведения прислали около 20 художников и активистов из США, Аргентины, Сербии, Италии, Франции, Нидерландов; выставку поддержали авторы из Таганрога, Риги, Москвы и Санкт-Петербурга. Особенность этой выставки в том, что каждый мог стать её участником. Достаточно было скачать и распечатать стикеры, размещенные на сайте комитета или же нарисовать и распространить свой собственный вариант. Поскольку в любом случае, как заявляют организаторы, это будет способствовать изменению ситуации.
Нажмите на картинки, чтобы открыть их в большем разрешении.
Классик политического графического искусства ХХ века, знаменитый американский художник Эмори Дуглас – министр культуры леворадикальной партии «Чёрные пантеры» (1967-1980), бессменный иллюстратор еженедельной партийной газеты с одноименным названием принял участие в графическом марафоне, который инициировал Комитет 19 января. Эмори Дуглас вошёл в историю искусства как бескомпромиссный левый активист, борец за права афроамериканцев в США. В 2000х в крупнейших американских музеях состоялись ретроспективные выставки этого живого классика. Участие в выставке «Искусство против нацизма» стало первым выступлением этого художника в России. Дуглас предоставил организаторам акции право на репринт его знаменитого постера 1969 года «Афроамериканская солидарность с угнетенными народами мира».
Даринка Поп-Митич художница из Сербии. Участница крпнейших международных выставок по всему миру относится к поколению детей войны. Она настойчиво переосмысляет опыт межнациональной розни в Югославии, постоянно возвращаясь в своих работах к ключевым событиям в культуре и политике прошлого. Но не ностальгия определяет вектор ее творческого поиска, а освободительный потенциаял Истории и Памяти. Помнить, значит бороться.
Аргентинская группа ETC (этсетера) объединились много лет назад вокруг «Манифеста Эррориста» (от англ. error – ошибка). Они считают, что ошибка – это привелегия угнетенных и художников, которая, если научиться ей пользоваться может стать ярким выразительным средством и эффективным орудием борьбы. Большинство художников, участников акции-выставки «Искусство простив нацизма» предпочли сделать свои работы на неродном для них русском языке, потому что политичекое искусство должно быть ясным и лаконичным. В этом смысле ошибки, допущенные в русском языке стоит рассматривать как осуществленное право любого человека говорить на любом языке и быть понятным не смотря на неточности, точнее, принимая эти неточности как часть отношений.
Сам по себе стикер, который сделали аргентинские художники, пожалуй самая малоироничная и наиболее прямолинейная работа коллектива. Штамп в паспотре – унизительная процедура в которой государство предъявляет гражданину право ограниченного передвижения. Эта процедура – хлеб для ДПНИ и тому подобных, на этой процедуре построено то неравенство и проведена та граница «свой-чужой», дающая корм фашизму. Но тут есть еще одна важная ошибка, которая задает всей композиции совершенно иной, ироничный тони неожиданный зазор, в который как в ловушку попадает государство. Ваш паспорт – паспотр эррориста!
Баби Бадалов, художник, главной темой которого является его собственная судьба, характерная, впрочем, не только для него. Баби родился в Азербайджане и вынужден был эмигрировать. Он жил в Нью-Йоркских сквотах, британских лагерях для беженцев, парижских художественных мастерских, на складах и в отелях. При этом его невероятная любовь к жизни, искрометная ирония придают его «автоматическому рисованию» невероятную силу. Он рисует и пишет с ошибками, свойственными любому мигранту. Который впитывает язык и культуру каждого нового места жительства и через его работы все эти культуры мутируют в манифест стойкости и жизнелюбия.
Росселла Бискотти молодая художница родом из Южной Италии. Как многие художники, она не живет там где родилась. Она имигрировала в Нидерланды, где у нее есть больше возможностей осуществлять свою основную деятельность – быть художником. С Италией ее, тем не менее, связывает все. Основная тема Росселлы – историческая память и манипуляции этим хрупким конструктом со стороны государства, которое всегда определяет какой должна быть официальная память. Политическое становление художницы произошло в ранней юности, Росселла известный европейский художник остается верной принципам анархизма и антифашизма.
В данной работе Киберсекты прямо показана наша реальность. Фашисты дошли победным маршем до московского кремля и провели свой парад 11 декабря. Сама надпись «дошли» была сделана неизвестным советским солдатом на стенах Рейхстага в начале мая 1945 года. Сейчас это означает так же, что мы с вами дошли до того, что такой парад стал фактически возможным.
Работа «РЕНТГЕН» яркий пример активисткой графики в духе коллажей Джона Хартфильда, члена группы берлинских дадаистов, в 20-30е годы Хартфильд создавал коллажи для политических постеров и журналов, которые издавала компартия Германии – политические оппоненты гитлеровской национал-социалистической партии. На стикере Михаила Собаева рентгеновский снимок показывает размер и форму мозга неонациста.
Автор художник с португальского острова Мадейра, эмигрировал в США, живет в Сан-Франциско. Факт, что нацизм был низложен в 45 году и на стороне победителей был советский народ, в том числе граждане славянских национальностей, а то что происходит здесь и сейчас эмигрантом с Мадейры воспринимается как чистое безумие. Автор призывает посетителей метрополитена очухаться, припомнив уроки истории.
Скажем кратко, – работа Ивана Бражкина скандализирует логику обывателя. Наблюдательный и вдумчивый зритель наверняка заметил, что подавляющему большинству граждан России такая картина мира кажется естественной.
Элеонор была на прошлогодней акции 19 января и задокументировала происходившее у памятника Грибоедову. Стоит напомнить, в 20-ти градусный мороз техника часто капризничает и поначалу художница забраковала те снимки, которые пригодились нам в этом году. По прошествии года художница вспомнила о своем архиве, услышав призыв к участию в выставке «Искусство против нацизма». В размытых нечетких изображениях можно представить себе светлячков, которых Пьер-Паоло Пазолини считал метафорой несконяаемого процесса борьбы и сопротивления. Пазолини – один из крупнейших итальянских режиссеров и поэтов с ясной антифашистской позицией. Элеонор использовала фрагменты стихотворения Пазолини о светлячках и свою документацию акции 19 января 2009 года.
по материалам: http://19jan.ru/iskusstvo-protiv-natsizma-stikeryi.html