Начало 80-х было золотым временем харкдор-панка. Молодой и задиристый, этот стиль нес в себе энергию и мощь. Сотни групп возникали и исчезали, оставив после себя лишь пару-тройку записей. Частенько качество этих записей было не ахти, но в этой музыке чувствовался мятежный дух улиц, дух аутсайдеров общества, тех, кто не хотел и не мог быть нормальным. Это был саундтрек жизни самых безумных и замечательных ребят своей эпохи, благодаря которым мы и имеем сегодня обилие хардкора. Тогда быть панком значило намного больше, чем сейчас, и хардкор играли по-настоящему прикольные и стоящие люди. Им было, что сказать, и они не боялись выплескивать свои эмоции и чувства в этих диких и минималистичных звуках. Музыка тех лет, на самом деле, была весьма разнообразна и интересна. К сожалению, сегодня большинство групп того периода благополучно забыты. Мы хотим напомнить вам о наиболее значительных коллективах и записях тех лет, в которых выразилась вся суть так любимой нами музыки.
Negative Approach “Demo ‘81”, s/t 7” [Touch & Go, 1982], “Tied Down” [Touch & Go, 1983]
По большому счету, если вы не слышали NA — можете считать, что вы не слышали хк. Дикая, животная ярость прёт из музыки этих детройтских ребят. Когда слушаешь их, то сразу чувствуешь, что этим парням действительно жилось несладко — в отличие от подавляющего большинства современных хк-групп, которые поют про то, как все хреново, а сами тусуют в шоколаде. Это музыка полна предельно искренней ненависти, отчаяния, злобы на мир — всего того, что составляло суть хк-панка в начале 80-х. И именно в NA наиболее ярко отразилось все, чем жила хк-молодежь в штатах начала 80-х. Пусть качество записи соответствует времени, но ни одна современная группа, на какой бы аппаратуре не писалась, не достигает и четверти той мощи, которую смогли вложить в свою музыку NA. На мой взгляд, это самая главная запись в истории хк и лучшая хк-группа всех времен и народов. Может, это и громко сказано, но опровергнуть это невозможно!
Necros “conquest for death” [Touch And Go, 1983], “IQ 32” [Touch And Go / Dischord 1981], “sex drive” [Touch And Go, 1981]
Эти парни стояли у истоков американской панк-хк сцены. Группа образовалась в 79 году в Огайо. По музыке чем-то похожа на ранний блэк флаг, что неудивительно, но думаю это не закос. Просто тогда все так играли. Качество записи на всех их релизах отдает началом 80-х, но это ничуть не уменьшает милой крутизны этой группы. В песнях затрагивали социальные темы типа расизма, полицейской брутальности и прочей фигни и активно выливали свою неприязнь к школе. В начале 80-х при участии Теско Ви из Митмена замутили культовый сегодня лейбл тач энд гоу, где выходили сами и выпускали других королей, в том числе негатив аппроч, с которыми были друзьями.
The Fix “Vengeance” 7” [Touch & Go, 1980], “Spot Demo” [1981], “Jan’s Rooms” 7” [Touch & Go, 1982]
Fix были одной из первых хардкор-групп в Мичигане, да и вообще в мире. Пожалуй, в самом начале 80-х именно их можно признать самым тяжелым и мрачным в плане звука коллективом. Они несомненно и сильно повлияли на негатив апроч, да и вообще на все злобные группы своего времени. Не менее солидно и их влияние на все последующие поколения. В 1980-м году их предельно агрессивный, мощный, с устрашающе рычащим вокалом хардкор произвел фурор и породил волну не то что бы подражателей, но последователей точно. Они мало успели сочинить и записать, но без этих песен невозможно представить себе хардкор!
Violent Apathy “Here Today” 7” [Gravelvoice, 1983]
Одна из первых мичиганских панкхк групп не оставила после себя большого творческого наследия, но и того, что есть, вполне достаточно для зачисления их в зал хардкор славы. Вполне горластый вокал, скорость и простота музыки, не лишенной при этом своеобразной изюминки, быстро снискали любовь продвинутой молодежи. А наличие бодрых сингалонгов и некоторого подобия брейкдаунов позволяет рассуждать о влиянии на последующие поколения меломанов.
The State “No Illusions” 7” [Statement, 1983], demo 83
Мичиган начала 80-х славился злобными группами. В данном случае мы имеем дело не просто со злым хардкором, а со злыми стрэйтэджерами. Такого толка людей и музыки было много в Бостоне, но за пределами этого городка они были редкостью. State играли очень классический хардкор: агрессивный, с тяжелым и шумным гитарным звуком, устрашающим вокалом и приличной скоростью. Их ритмичный, заводной и припудренный сингалонгами саунд основательно напоминал соседей из Negative Approach. Тексты тоже давали просраться и были проникнуты отчаянным нигилизмом и, порой, сарказмом. По всем параметрам это была офигенная хардкор группа! Кроме всего прочего, они ввели в оборот применительно к схе такую тему как Hardline. Правда, я думаю, что тогда это значило не совсем то, что в конце 80-х — начале 90-х. Скорее всего, в их понимании это был всего лишь синоним стрэйтэджа. С другой стороны, вполне возможно, что именно эти парни были первой милитант-схе формацией.
The Meatmen “Stud Powercock – The Touch & Go Years 1981-1984” [Touch & Go]
Одна из самых ненормальных и больных групп начала 80-х, как несложно догадаться, обитала в Детройте. Их провокационная, нелогичная и странная музыка не поддается чёткому описанию. Да и слушать ее непросто. Это было самодовольное издевательство над слушателями с одной целью – заставить всех ненавидеть эту безумную смесь вокального бреда, гитарного беспредела и ломанных ритмов. Что может быть более панковским действием? Да ничто! Именно этот агрессивный музыкальный нигилизм, а также активная зинмэйкерская, лейблмастерская и прочая сценическая деятельность их вокалиста Теско Ви, возвел их в ранг легенд и культа.
The Crucifucks “The Crucifucks” LP [Alternative Tentacles, 1984]
В Мичигане всегда хватало провокаторов. Эти парни не были исключением из правил. Из-за названия им практически нигде не разрешали выступать, и порой для концертов ребятам приходилось переименовываться. Музыка их была весьма болезненной и явно находилась под сильным влиянием Black Flag. Порой они звучали шизофренично даже на фоне таких чудаков как Meatmen. Не сказать, что б они рубились супермощно, но задор в них чувствовался. Хаотичный, не очень тяжелый хардкорчик и саркастический вокал вместе смотрелись достаточно интересно.
Angry Red Planet “Too Much Knowledge Can Be Dangerous” [Angry Red Records, 1983], “Gawkers Paradise” [Touch & Go, 1985]
Каждый уважающий себя школьник знает, что Детройт – родина панк-рока. Не менее каждый школьник в курсе, что там обитала и самая крутая хк-группа всех времен – Negative Approach. Вообще в начале 80-х в городе моторов сконцентрировались самые дикие и безумные группы. Но и среди всего этого безобразия возникали порой весьма интеллигентные люди. Например, Angry Red Planet. Простой, ритмичный и мелодичный хардкорпанк в исполнении этих ребят не был сильно характерен для данной местности, но был офигенно крут и самобытен. Их музыка создавала какую-то очень специальную атмосферу. А эпишка Gawkers Paradise по всем законам логики должна была родиться в Вашингтоне, переживавшем революционное лето.
Minor Threat s/t 7’’ [Dischord, 1981], “In My Eyes” 7’’ [Dischord, 1981], “Out Of Step” [Dischord, 1983]
Положив бас времен Teen Idles в шкаф, Ян Маккей замутил Minor Threat, где стал запевалой. Шумная и настырная музыка помноженная на молодежные крики Яна сделали Minor Threat весьма оригинальной по звуку группой, хотя потом многие и пытались им подражать. По совершенно непонятным причинам чаще всего этот коллектив вспоминают применительно к песне “Straight Edge” [хотя уж если на то пошло, то основополагающей для данного лайфстайла стала песня “Out Of Step”]. А ведь главная роль Minor Threat заключается в их колоссальном воздействии и содействии развитию DIY-культуры в штатах. Именно это, а не straight edge, сделало их одной из самых важных панк-хако групп в истории.
Void “Hit and Run” [1981], “Condensed Flesh” [переиздано Lost&Found], split w/ The Faith [Dischord, 1982]
В начале 80-х в Вашингтоне сформировалась могучая панк-хк сцена, и каждая группа была по-своему замечательна. Но даже на фоне всего этого многообразия Void выделялись – возможно, потому, что были, наверно, самой быстрой группой в тусовке. Их демо это 100% сыгранный по принципу «пленных не брать» хардкор, а на сплите с Faith
уже начинается треш-хаос, так любимый сегодня. В некотором роде Void можно назвать первопроходцами мракобесного хаоса и в этом их влияние на современную музыку очень велико. К великому сожалению, записанный в 1984 году альбом “Potion For Bad Dreams” так и не был реализован и в общем-то недоступен для прослушивания.
Government Issue “Legless Bull” 7’’ [Dischord, 1981], “Make An Effort” 7’’ [Fountain of Youth, 1983], “Boycott Stabb” [Dischord/Fountain of Youth, 1983]
Простая, заводная и во всех отношениях молодежная музыка этой замечательной вашингтонской группы оставила свой жирный след в 80-х. Все три первых релиза группы совсем не похожи друг на друга [впрочем, последующие на раннее творчество тоже не похожи]. Если на первой семерке Government Issue играли несложный и в то же время странноватый и необычный панк-хк, то на второй рубили весьма злобный хако, а вокалист исполнял вполне грозно. На записанном через несколько месяцев альбоме [несмотря на это, издан он был немного раньше Make An Effort], музыканты нашли замечательный баланс между агрессивным хк и бодрым панком и родили настоящий шедевр. Быстрая, в меру напористая, но не мрачная и не злая музыка в купе с подобревшим вокалом сделали Boycott Stabb классикой всех панк-хардкоровых времен и народов. В середине 80-х группа стала играть что-то в роде пост-панка, весьма кстати неплохого.
Youth Brigade [DC] “Possible” 7’’ [Dischord, 1981]
Наиболее агрессивная и злая в музыкальном плане из дисхордовских групп. Это уже не панк-хк, а чистой воды хк – напоритсый и «ин ё фэйс». В этом отношении стоят рядом с Negative Approach, а может, и опережают их, так как свою семерочку выпустили раньше детройтских королей. В текстах, как и в музыке, отличаются прямолинейностью, как и подобает настоящим героям. Песня “It’s About Time That We Had a Change” стала бессмертной классикой молодежной музыки и обязательна к прослушиванию.
The Faith split w/ Void [Dischord, 1982], “Subject To Change” ep [Dischord, 1983]
Наверно, самая мрачная вашингтонская группа. В этом коллективе наряду с прочими полезными личностями рубился и братец известного панка и диайвайщика Яна Маккея Алек. Истошно-злой вокал, грязно-шумящие гитары и традиционно шустрые барабаны в итоге дали очень суровый продукт. Это не была супер быстрая или сверх мощная группа, но парни вкладывали в музыку столько агрессии, что их запись на сплите с Void производит сильно устрашающее впечатление! В будущем песня You’re X’d стала одной из самых «каверируемых» в среде молодых стрэйтэджеров. На выпущенной в 83 году ипишке звучание The Faith весьма изменилось. Ребята повзрослели, поумнели, подобрели и заиграли более интересную музыку. «Революционное лето» было не за горами и во многом именно эти чуваки открыли дверь в его волшебный мир.
Artificial Peace split w/ Exiled 7’’ [Fountain of Youth, 1982], “Outside Looking In” LP [издано Lost & Found, 1990], “Assault & Battery” 7’’ [издано Lost & Found, 1990]
Задиристый и злой вокал, грязные и шумные гитары, почти бесперебойная дробь барабанов сразу вывели Artificial Peace в число главных столичных трешеров. В то же время ребята не боялись отходить от канонов жанра и изредка вносить в музыку всяческое разнообразие типа странных соляков и замедлений. Большая часть их весьма обширного наследия увидела свет только через много лет после распада коллектива. Логически объяснить это сложно, так как группа была далеко не последняя как по музыке, так и по текстам. Сегодня их с абсолютной уверенностью можно признать классиками треша, в наши дни именуемого трешкор/фасткор.
Deadline “8/2/82” 12″ [записано в 1982, Peterbilt, 1989]
От этой группы не осталось ничего, кроме 10-песенного демо, но и его вполне достаточно, чтобы утверждать, что это была одна из мощнейших групп тех лет. По звуку Deadline больше смахивают на злобных бостонских парней, нежели на вашингтонцев, коими они были. Жирные и тяжелые гитары, безапелляционный, молодежный вокал и сингалонги и заводные барабанные ритмы сделали их музыку аутентичной классикой злого хардкора. Почему в свое время никто не додумался выпустить это в свет, остается одной из главных загадок раннего хардкор-панка, ведь не только по качеству музыки, но и по качеству записи мало кто мог поспорить с Deadline.
Scream “Still Screaming” LP [Dischord, 1982], “This Side Up” LP [Dischord/Sixth International, 1985]
Группам из вашингтонских предместьев всегда было нелегко обратить на себя внимание, так как городские не шибко жаловали деревенских. Тем не менее, Scream смогли впечатлить Яна Маккея, и он подписал их на дисхорд. Быстрый, мелодичный и очень четкий хардкор в 82 году был редкостью. Помимо того, что эти парни умели сочинять неплохую музыку, они еще и знали, как играть на инструментах, чем в те времена могли похвастать далеко не все. Пожалуй, это была самая интересная дисхордовская группа начального периода. Практически каждая песня на первом альбоме цепляет и являет собой хит. Второй альбом увидел свет лишь три года спустя. Scream стали еще мелодичней, хардкор постепенно уходил в прошлое. Эта пластинка вполне соответствовала духу Вашингтона 85 года, а это значит – она была интересной!
Black Market Baby “Potential Suicide” 7’’ [Limp, 1982], “Crimes Of Passion” [007, recorded 1982/released 1997], “Senseless Offerings” LP [Fountain of Youth, 1983]
Среднетемповый, мелодичный, проникнутый уличным духом хардкор от этих ребят был сильно оригинальным на вашингтонской сцене. По части умения выдумывать крутые мелодии и сингалонги они могли бы посоперничать с лосанджелесскими Youth Brigade, на которых были основательно похожи. Вряд ли это был закос, просто не всем же рубить отчаянный треш. Вот они и стали играть более приятную музыку, которая сохраняла в себе напор хардкора, во многом благодаря весьма настырному вокалу. Впрочем, вокалист умел и петь, что порой очень даже неплохо демонстрировал. Если бы они жили в калифорнии, то стали бы там всеобщими любимцами, но на восточном побережье молодежь начала 80-х предпочитала более злую и прямолинейную музыку, и парни не получили того внимания, которого, безусловно, заслуживали.
Bad Brains “Pay To Cum” 7’’ [Bad Brains, 1980], s/t [кассета, ROIR, 1982]
Одна из самых-самых первых и неподражаемых хардкор-групп. Уже в конце 70-х эти адепты Джа рубили офигенный, быстрый и напористый хако, и для многих групп всех последующих времен служили эталоном и ориентиром. Весьма своеобразный вокал H.R. и регги-вставки сделали музыку Bad Brains самобытной и выделявшейся в массе панк-хк групп начала 80-х. Некоторые считают [и, наверно, не зря], что семерка Pay To Cum была первой хардкор-записью с восточного побережья, и именно эта энергичная, взрывная музыка, как маяк, осветила творческий путь для вашингтонской и нюёкской [и не только] хако-сцен.
P.S. Сам факт существования этой группы является лишним напоминанием всяким идиотам, что панкхардкор всегда был [и будет] антирасистской музыкой!
Antidote “Thou shall not kill” [Antidote, 1983]
Пожалуй, самая крутая нюёкская группа начала 80-х. Участники коллектива не были отмечены большой активностью внутри сцены и, возможно, поэтому антидот был безбожно обойден вниманием последующих поколений. Тем не менее, изданная своими силами семерка являет собой абсолютный образец хардкора, рядом с которым можно поставить только Negative Approach. Так или иначе, но эта запись оказала огромное влияние на музыку почти всех нюёкских и не только хардкор групп 80-х.
Heart Attack «Hitler demo 1980», «God is Dead EP» [Damage Goods, 1981], «Keep your Distance EP» [Serious Clown/99 Records, 1983], «Subliminal Seduction EP» [Ratcage, 1984]
Одна из самых главных и влиятельных нюёрских групп. Именно хартатак выпустили первую хардкор запись в ньюерке, с которой, можно сказать, все и началось. Они не были настолько злыми в музыкальном плане как их последователи, но все же звучали уже агрессивней традиционного панка. Удачно совмещая некоторый мелодизм панкрока с напором зарождавшегося хако, группа зафигачила несколько абсолютно основопологающих релизов. Музыка хартатак явила собой своеобразный переход от старого доброго панкрока к злому и бескомпромиссному хардкору. Ориентируясь на записи этой группы, такие коллективы как антидот, агностик фронт, Урбан вэйст и прочие в скором времени окончательно завершили эту музыкальную трансформацию.
Adrenalin O D “Let’s Barbeque” 7’’ [Buy Our Records, 1983], “The Wacky Hi-Jinks of Adrenalin O D” [Buy Our Records, 1984]
Группа возникла в начале 80-х в Ню-Джерси и основательно дала просраться всему НюЁку. Возможно одна из самых быстрых команд тех лет, а тогда быстро играли все! Первая семерка Let’s Barbeque и альбом The Wacky Hi-Jinks of Adrenalin O D отличаются весьма грязным звуком, что только усиливает положительные впечатления от музыки. Смысловую нагрузку текстов можно охарактеризовать двумя словами thrash & fun. Начиная со второго альбома пошел крен в сторону метала/кроссовера, хотя скорость никуда не делась.
The Mob “Upset the system” 7’’ [Mob Style, 1982], “We come to crush” LP [Mob Style, 1986]
Одна из ранних нюёкских хако-групп. Быстро, грязно, агрессивно – все, как и должно быть, хотя порой проскальзывают кое-какие запилы и мелодии, что в общем не сильно портит музыку. В отличие от подавляющего большинства групп, с которыми они начинали отжигать в начале 80-х, Моб продолжили играть старый добрый хардкор и в 1986 году выпустили хардкор пластиночку, хотя и не такую крутую как первая семерка. Это весьма раритетный и мужественный поступок на фоне повального увлечения метал, рок и поп музыкой, охватившего олдовых хардкорщиков в середине 80-х.
Reagan Youth “Youth Anthems For The New Order” [R Radical/Reagan Youth, 1984]
Одна из самых известных и уважаемых нюёкских групп начала 80-х. Их простой, залихватский панк-хк смешанный с иронично-стебово-критичными текстами быстро вывел Рэйган Юф в число центровых. Мало кому удавалось так удачно сочетать fun и политизированную, социальную составляющую панк-хк – возможно именно благодаря симбиозу этих не всегда мирно уживающихся частей панк-хк мировоззрения, группа и была так почитаема. Наряду с Mob, Antidote, Agnostic Front, Urban Waste эти ребята формировали нюёкскую сцену и навсегда вписали свое имя в историю хако. Их музыка не была такой агрессивной, как у выше названных коллективов, в ней больше чувствовалось влияние панка, что помогло создать весьма самобытный для нюёка саунд.
Agnostic Front “United Blood”[1983], “Victim In Pain” [Ratcage, 1984]
В начале 80-х AF были вовсе не центровой, как принято считать, а лишь одной из многих хороших нюёкских групп. Почему-то их ранние годы чаще всего вспоминают в связи с многочисленными скандалами, вызванными суровыми текстами, а в большей степени – различными шиттокерами, хотя два первых релиза этого коллектива шедевральны и навсегда останутся непревзойденной классикой хардкора. В “United Blood” и “Victim In Pain” отразилась вся суть того направления в хако, которое обозначили Negative Approach: отчаяние, злоба, агрессия плюс простая и предельно прямолинейная музыка. По большому счету на последующее творчество коллектива внимания можно не обращать, так как по крутизне оно и рядом не стояло с ранними записями.
Kraut “An Adjustment to Society” [Cabbage Records, 1982]
Одна из самых популярных ню ёкских групп начала 80-х снискала себе славу благодаря мощному, но не лишенному некоторой мелодики панк-хардкору и клипу «олл твистед». Это было первое видео андеграундной панк группы на мтв, за что многие поспешили уволить коллектив из панка. Тем не менее, парни не обмажорились и не просрали дух панкрока, продолжая рубить простую и зажигательную музыку. В записи альбома участвовал Cтив Джонз из Секс Пистолз, с которым они познакомились в городе злобных стрэйтэджеров Бостоне во время выступления с Профешнлз. В последствие Джонц даже сыграл несколько шоу с Краут, ибо был сильно впечатленной гитарным саундом группы, который отдавал старым добрым панком 77.
Even Worse “Mouse Or Rat” 7’’ [Worse Than You, 1982]
Знатная группа из НьюЙорка. Были представлены на культовой компиляции NY Thrash, что говорит об их солидной роли на сцене этого городишки начала 80-х. Активные и напористые гитары, быстрая ритм-секция плюс пусть не особо агрессивный, но искренний женский вокал являли собой отличную комбинацию. Музыка Even Worse – классический образец хардкор-панка. По мне, так это вообще одна из самых мощных групп тех лет. Качество записи [как студийной, так и концертной] отличается в лучшую сторону от многих современников, что хоть пустячок, а приятно.
The Worst s/t 7’’ [Mutha, 1982], “Expect The Worst” [Mutha, 1983]
Одна из первых, а вероятно, даже самая первая хардкор группа Нью-Джерси. В конце 70-х – начале 80-х они были пионерами ураганно быстрого, агрессивного и шумного хардкора, с давних пор называемого трешем. Простая, безостановочная и безапелляционно настырная музыка в исполнении этого коллектива оказала огромное влияние на нюёрскую да и в целом американскую сцену. Вслед за ними потянулись Adrenalin OD, Bedlam и другие королевские группы. И сегодня The Worst звучат совершенно актуально и продолжают вдохновлять ребят типа Tear It Up, Down In Flames и прочих представителей треш-ревайвла на всякие подвиги.
Stark Raving Mad s/t [aka MX 12’’] [Slob, 1984]
В то время, как в 84 году большинство хардкор-групп ударились в различные [и как правило неудачные] музыкальные эксперименты, эти парни играли хардкор в лучших его традициях: короткие быстрые песни, агрессивная музыка и никакой фигни. Как и подобает нормальным панкам, они не стеснялисьоткрыто высказывать сове мнение, из-за чего случались конфликты. Например, с группой DRI, про которую потом они сочинили песню Capitalist Cunts. Бывали у них проблемы и в родном НюЁрхе [относительно родном – 3 из 4 участников провели молодость в Техасе, где рубились в группе Pissed Youth]. Но такая прямолинейная музыка в общем-то подразумевает конфликты.
Urban Waste s/t 7’’ [Mob Style, 1982]
Главные, наряду с The Mob трешеры нюёрка первой половины 80-х. Грязно-шумные гитары, надрывный вокал, шустрые барабаны – все классические элементы хардкор-музыки присутствуют у них в лучшем виде. Урбан Вэйст довели до ума нюёрский переход от панка к хардкору и записали одну из самых котировочных в истории этого мегаполиса семерок, которую выпустили на своем скромном лейбле их друзья-соратники из другой легендарной группы – Моб.
Nihilistics s/t 7’’ [Visionary, 1982], s/t LP [Braineater, 1983]
Самая мрачная ньюёрская группа. Их музыка полностью соответствовала названию и была откровенно злой и наглой. В ней даже было что-то дьявольское, в чем они соприкасаются с Войдом. На мой взгляд, наиболее ярко влияния этого коллектива просматриваются в кливлендских группах, хотя вообще мало какая команда, когда-либо игравшая хардкор, избежала инфлюэнций Нигилистикс. А уж те, кто рубил [и рубит] тяжелый и нелицеприятный вариант хако, вообще являются прямыми потомками этой группы.
The Abused “Loud And Clear” [Abused, 1983]
Первая стрэйт-эдж группа нюёрка по большому счету ничем кроме эджа не выделялась из ряда других коллективов этого мегаполиса. Их музыка была вполне традиционной для жанра, вокалист, как и полагается, исполнял сурово, а тексты явно находились под большим влиянием вашингтонских и бостонских соратников. Может быть, место абьюзд и было скорее в Бостоне. Их перу принадлежит бессмертный гимн Drug Free Youth, который и обеспечил им место в истории. Правда, в отличие от схе-коллег из других городов музыканты The Abused быстро сторчались и кончили плохо.
SSD “The Kids Will Have Their Say” [x-claim/dischord 82], “Get it away” [x-claim 83]
Культовая группа из Бостона. Пожалуй, локальная бостонская сцена начала 80-х была самой злобной и хардкористой в музыкальном плане. Быстрая и агрессивная музыка SSD оказала огромное влияние на тучу последующих групп, и сегодня мы имеем в ходу такой термин как «бостон стайл». Отцами этого «стайла» и являются SSD. Get it away проигрывает первому альбому в скорости, но все равно остается такой же классикой хардкора как и The Kids Will Have Their Say. В середине 80-х, когда парни наконец овладели инструментами, они ударились в рок, но даже это не способно поколебать величие их ранних записей.
DYS “Brotherhood” [x-claim 83]
Еще одни корифеи жанра из Бостона. Грязная и шумная запись делает их музыку весьма thrash’овой и устрашающей, а тексты типа “March the streets 30 or 40 strong United against
A world that’s wrong The numbers shock you It’s the truth A mini-army Of angry youth Wolfpack! Don’t give us any shit Wolfpack! Or you’re gonna get hit” еще больше наводят страху. Наряду с Minor Threat и своими трехбуквенными корешами SSD это одна из самых важных для straight edge групп. Вероятно, именно они первыми употребили такую модную фразу как “True Till Death”.
Negative FX s/t [Taang! 1984]
И еще одна бескомпромиссная группа из Бостона. Каждый их концерт заканчивался дракой, благо бесшабашная, предельно скоростная и агрессивная музыка настраивала всех на серьезный лад. Руководствуясь принципом «играть настолько быстро, насколько возможно, и не заморачиваться ни на чем» в 82 году ребята записали 18 классических образцов хардкормузыки, которые спустя пару лет издал Таанг!. В этом коллективе запевал Чок, чуть позже прославившийся в группе Щелчок.
Siege “Drop Dead” [Relapse, recorded 1984, released 1998]
В отличие от выше означенных бостонских групп, про этот коллектив вспоминают незаслуженно редко. Пожалуй, в свое время эти парни играли самую тяжелую, злую и нигилистичную музыку. Записав всего лишь одно демо, официально изданное спустя почти 15 лет после записи, Siege тем не менее оказали колоссальное влияние на весь краст и грайндкор. Короткие, быстрые и забойные песни этой группы и сегодня звучат более чем актуально.
Jerry’s Kids “Is This My World?” [XClaim, 1983]
Одна из самых шустрых и заводных команд начала 80-х квартировала в Бостоне. Несмотря на это они не были стрэйт-эджерами и даже не боялись в этом открыто признаваться. Альбум “Is This My World?” стал замечательной классикой жанра. Настолько замечательной, что некоторые горячие головы считают эту запись лучшей в истории хако. Я, правда, не разделяю такого оптимизма, но отрицать стопроцентное величие группы глупо и невежественно: безостановочный напор барабанов, шумные гитары, агрессивный вокал – все, что должно быть, на этом альбоме представлено в лучшем виде.
The F.U.’s “Kill For Christ” [XClaim, 1982], “My America” [XClaim, 1983], “Do We Really Want To Hurt You” [Gasatanka/Enigma, 1984]
Музыка F.U.’s не была особо тяжелой, но была достаточно быстрой и агрессивной для того, чтобы занять достойное место в истории хк. Группа определенно находилась в тени могучей бостонской схе-сцены, но все равно стала весьма заметной силой. Возможно, из-за патриотических текстов и возникавшей вследствие них шумихи, но скорее благодаря музыке, которая представляла собой слегка подобревший вариант DYS. Проще говоря, сочетала оригинальный американский панк типа Youth Brigade и Angry Samoans с родным и наглым бостонским хардкором. Раннее, до 1984 г., творчество коллектива вообще является исключительно котировочным и может служить хорошим пособием для написания залихватских боевиков в стиле хардкор-панг.
The Freeze “I Hate Tourists” 7” [Rebel, 1980], “Guilty Face” 7” [Modern Method, 1984], “Land Of The Lost” LP [Modern Method, 1984]
В Бостоне были знатные группы и помимо трехбуквенных схе-активистов и их друзей. Например, The Freeze. Они не были такими злыми и тяжелыми в музыке, но их семерка “Guilty Face” по праву считается классикой хардкора. Весьма агрессивный вокал [особенно бек в песне «вайлент арест»], достаточно шумные и напористые гитары, скорость и четкий ритм – все это стало основой хитовости этих песен. Также они были представлены на очень культовой компиляции “This Is Boston Not L.A.”, и более того, именно их песня и дала название этому сборнику. Простой и заводной хардкор-панк в исполнении этих ребят звучал по-молодежному задорно и в чем-то даже позитивно и весело на фоне пропитанных агрессией стрэйтэдж коллективов города Бостона. Альбом отличался от ранних релизов и был весьма мелодичным, но при этом очень мощным. Вокалист сменил гнев на милость — и получилось вполне прикольно. Для 85-го года эта запись звучала необычно и в чем-то даже новаторски. Конечно, мелодичный панк-хардкор играли и раньше, но они сумели принести в него что-то свое и интересное.
Vile “Solution” LP [Radiobeat, 1983]
Грамотно сообразив, что лучший вариант выражения своей панк-сущности — это любым способом разозлить всех и, в первую очередь, панк-хк ребят, группа Vile без зазрения совести покусилась на все святое в панкроке. Таких намеренно тупых текстов не писал никто, зато все их ненавидели. Потому что песни группы были направлены против женщин, всевозможных меньшинств [сексуальных и прочих] и вообще против абсолютно каждого. Со сцены они отвешивали расистские шуточки, что бы вывести из себя публику. При этом саундтреком к такому откровенному безобразию был отличный, злой и наглый хардкор. Эти чуваки играли по-настоящему крутую музыку, с грязными и тяжелыми гитарами, истошным вокалом и сменяющимся со среднего на ультрабыстрый ритмом. Конечно, их месседж порой перегибает палку, но воспринимать его всерьез совершено не нужно [разумеется, они не были расистами, гомофобами или сексистами]. Зато музыку стоит. Это по-настоящему злая и дикая запись. Почти весь ее тираж был уничтожен разозленными хардкор ребятами, что сделало эту штуку одним из самых легендарных и труднодоступных артефактов молодых и не политкорректных лет хардкорпанка.
Sorry “Imaginary Friend” LP [Radiobeat, 1984]
Для Бостона, да и вообще, это была совершенно необычная группа. Их странная, легкая панк-музыка со звонкими гитарами и слегка хриплым вокалом отдавала не то сёрфом, не то кантри, не то еще фиг знает чем – а проще говоря, была хаотичным набором замысловатых, но приятных звуков и мелодий. Вскоре относительно подобное музыкальное экспериментирование начнется в Вашингтоне. Но в 83-84 годах такое аналогов не имело. Разве что Minutemen приходят на ум. Отдельные песни Sorry сегодня звучат практически как эмо [причем очень приятно звучат!], большинство же невозможны для четкой классификации, так как слишком хаотичны. Для своего времени это абсолютно уникальная музыка, которая и сегодня выглядит свежо и смело.
Deep Wound s/t 7” [Radiobeat, 1983]
Это группа оказалась заложником двух обстоятельств. Во-первых, они существовали в одно время с мощной схе-крю, образовавшейся вокруг лейбла x-claim и подвинувшей в тень все остальные хк-группы из Бостона. Во-вторых, пара чуваков из этого коллектива сколотили Dinosaur Jr, что резко убило интерес к их ранней музыкальной деятельности. Несмотря на такие коллизии, забывать Deep Wound категорически нельзя. Они играли музыку, ничуть не хуже «иксклэймовской» братии. Злую, очень быструю, тяжелую и жизненную. Ревущий во всю глотку вокал, редкие, но солидные брейкдауны, сингалонги – таким и должен быть хардкор. А пара мелодичных хитов удачно разбавляет их аутентичную семерку. Фактически, это некоронованные короли бостонского треша.
76% Uncertain “Estimated Monkey Time” LP [Smegma/Incas, 1984], “Nothing But Love Songs” [Shmegma, 1985]
76% Uncertain были одними из пионеров коннектикутской сцены, которая вскоре подарит миру такое явление как юфкрю. Правда, они не оказали прямого влияния на эту тусовку. Среднетемповый, но иногда и ускоряющийся, порой немного тягучий, но достаточно активный и настырный хардкорпанк от этих ребят смотрелся белой вороной в окрестностях злых городов нюёрка и бостона. Их первый альбом, несмотря на некоторые заморочки в духе блекфлэговской шизофрении тех лет, представлял собой очень даже неплохой экземпляр харкдорпанка и был вполне задирист и мощен. Хотя в их музыке было намешано много всего, внутренняя гармония от этого не страдала. А ритмичная мелодика песен позволяла быть непохожими на других представителей жанра в этой местности. Распевными сингалонгами они чем-то напоминали лос-анджелесский Youth Brigade, да и вообще по звуку больше смахивали на калифорнийскую группу – все же в их родном регионе всегда предпочитали более прямолинейную и агрессивную музыку. Второй альбом вышел не таким мощным, но назвать его скучным никак нельзя.
Vatican Commandos “Hit Squad For God” 7» [Pregnant Nun, 1983], “Just A Frisbee” 7’’ [Pregnant Nun, 1983]
Когда Моби стал звездой, кое-кто вспомнил, что в начале 80-х он рубился в локальной конектикутсткой хардкор-панк группе Ватикан Коммандос. Но не забывать об этом коллективе стоит не только по этой причине. Это были далеко не худшие представители американской сцены. Ритмичная, достаточно бодрая и молодежная музыка Моби и его друзей, по сути, открыла дорогу в большой хардкор-бизнес всей юфкрю тусовке. Первая семерка [как раз на ней рубилась будущая знаменитость], как и полагается, была более трешовой и в родном 83 году заняла весьма достойное место среди хитов в стиле хк. Впрочем, и выпущенная вскоре вторая ипишка тоже не ударила в грязь лицом – мелодики стало побольше, и группу зазвучала нестандартней.
Black Flag “Nervous Breakdown” 7” [SST, 1978], “Jealous Again” 12” [SST, 1980], “Six Pack” 7” [SST, 1981], “Damaged” LP [Unicorn, 1981], “Everything Went Black” [SST, 1983]
Многими почитается как первая хардкор группа в истории мировой культуры. Опровергнуть данное мнение сложно. В конце 70-х они заложили кирпичик в основание хардкора, а в начале 80-х окончательно достроили этот небоскреб. Все, что стало неотъемлемым атрибутом раннего хардкор-панка, впервые и наиболее ярко проявилось именно в этой группе — скорость, простота, агрессия инструментов и голоса. Это была музыка самых отчаянных психов своего времени, и она нашла бурный отклик в сердцах тех, кто никак не мог и не хотел вписываться в общество, и более того готов был при каждом удобном случае показать ему кукиш. Black Flag объездили все штаты, и именно после их туров поднялась волна хардкоргрупп по всей стране. Их раннее творчество стало более чем классикой и продолжает вдохновлять всех хако ребят по сей день. Постепенно группа становилась все более безумной и поздние их альбомы уже вовсю отдают клиникой. Помимо всего прочего, они замутили лейбл SST, на котором, не считая себя, выпустили немало исключительно влиятельных на независимую американскую сцену групп.
Germs “Forming” 7” [What, 1977], “Lexicon Devil” 7” [Slash, 1978], “[GI]” LP [Slash, 1979], “What We Do Is Secret” [Slash, 1981]
Без сомнения, это одна из самых важных в истории панка и хардкора групп. Уже в конце 70-х они начали фигачить простую, быструю и тяжелую музыку, чем вскоре неимоверно сильно впечатлили американскую молодежь. Не будет преувеличением сказать, что ни одна хардкор группа не избежала их влияния. Все основные фишки хардкорпанка уже присутствуют в их музыке и в дальнейшем другие группы просто развили то, что наряду с Black Flag было придумано этими безумцами.
Angry Samoans “Inside My Brain [1980], “Queer Pills” [1981], “Back From Samoa” [1982]
Вместе с Black Flag, Fear, X, Circle Jerks эти ребята ковали славу лос-анжельского панка. Группа образовалась в 78 году и играла ироничный, бойкий, но не тяжелый панк. Их музыка кажется очень простой и неагрессивной. Как и многие панк-хк коллективы AS к середине 80-х ударились в рок. Но их раннее творчество стало неповторимой классикой панка, хотя, пожалуй, не оказало прямого влияния на музыку потомков, и осталось благодаря этому весьма уникальным.
Youth Brigade [LA] “Sound and Fury” [BYO, 1982, вторая версия — 1983], “What Price Happines” [BYO, 1984]
Тезки вашингтонских хардкорщиков в музыкальном плане были людьми более добрыми и играли незлой панк-хк, местами мелодичный, местами напористый, местами экспериментальный. Несомненный плюс их музыки – ее «тотальная сингалонгность» — Youth Brigade умели сочинять песни так, что почти в каждой из них было до фигища подпевок. Помимо очень приятной и интересной музыки трио братьев Стерн отличалось исключительно хорошими и непрямолинейными текстами [ярчайшим примером этого может служить песня “What Will The Revolution Change”]. По неизвестным историкам причинам музыканты остались недовольны вышедшим в 1982 году альбомом, записали альтернативный вариант и реализовали его год спустя. Сказать, какая из двух инкарнаций Sound and Fury лучше, сложно, потому что они обе очень круты. Но мне все же второй вариант нравится больше. В 1979 году эти парни замутили Better Youth Organization – контору, занимавшуюся всевозможным продвижением и всесторонней поддержкой панка и хк в Лос-Анджелесе [выпуск пластинок, организация концертов и т. д.]
Circle Jerks “Group Sex” [Frontier, 1980], “Wild In The Streets” [Faulty, 1982]
Отколовшись от Black Flag, Кейт Моррис без дела не сидел и замутил Circle Jerks. Репертуар на раннем этапе у этих групп порой пересекался, что, в общем-то, не особо важно для истории. По мнению многих Group Sex стал первым именно хардкор релизом вообще. Спорить тут смысла нет, но факт заключается в том, что не было ни одной хардкор группы, которая бы не ориентировалась на эту запись. Напор, скорость, агрессия, простота – все, что составляло суть хардкор-панка, в лучшем виде представлены на этом альбоме. Второй элпи тоже весьма хорош, но, несмотря на улучшившееся качество записи, не имеет того очарования грязной и прямолинейной музыки Group Sex.
The Minutemen “Paranoid Time” 7” [SST, 1980], “The Punch Line” [SST, 1981], “Double Nickels On A Dime” [SST, 1984] “Project Mersh” [SST, 1985]…
Вряд ли можно что-нибудь противопоставить утверждению, что The Minutemen были самой необычной панк-группой в Америке. Они заняли совершенно особое место в истории сцены и при этом, пожалуй, не оказали почти никакого прямого влияния на последующую музыку — настолько самобытным и неповторимым оказалось их творчество. Абсолютно не тяжелые, без дисторшена гитары и доведенная до предела простота песен непостижимо сочетались с гениальностью музыкантов, которые к тому же умудрялись писать такое количество материала, какое многие и за 20 лет не сочинят. Это однозначно была самая плодовитая, странная и стирающая все рамки разумного панк-группа 70-80-х годов.
The Fear “The Record” [Slash 1982]
Весьма своеобразный и самобытный панк-хк из Лос-Анжелеса. Образовавшись в 77 году, на следующий год группа выпустила семерку и несколько лет ничего не издавала, пока наконец не разразилась альбомом The Record, ставшим классикой американского панка. Описать эту музыку весьма сложно, так как это и не хк, и не панк в чистом виде, а нечто ни на что не похожее. Это документ того славного времени, когда панк-хк группы не загоняли себя в рамки жанров, а играли, что хотели и что умели.
Dead Kennedys “California Uber Alles” 7” [Alternative Tentacles, 1979], “Fresh Fruit For Rotting Vegetables” LP [Cherry Red, 1980], “In God We Trust, Inc.” 12” [Alternative Tentacles, 1981], “Plastic Surgery Disasters” LP [Alternative Tentacles, 1982]
Когда говорят о Dead Kennedys, в первую очередь обычно вспоминают об их активной и непримиримой социально-политической позиции и почему-то совершенно забывают про музыку. А ведь она была по-своему уникальной и неповторимой. Особенно вокал Биафры, который звучал совершенно самобытно и неподражаемо. Мелодичный, не очень тяжелый но удалой хардкорпанк в исполнении этой группы ничуть не уступал их месседжу. В их звуке был и напор, и мелодии, и ритм. При этом они играли в каком-то своем очень специальном стиле, который был доступен только им. Возможно, Dead Kennedys не так сильно повлияли на музыку как таковую, но их влияние на развитие сцены было колоссальным. А лейбл Биафры Alternative Tentacles в свое время выпустил немало замечательных релизов и до сих пор продолжает.
Crucifix “Dehumnization” [Corpus Christi, 1983]
Музыка этой замечательной группы, образовавшейся в 1980-м году в Сан-Франциско, представляет собой смесь Discharge с традиционным бостонским хардкором [я вообще-то думаю, что они пришли к такой музыке независимо и в одно время с коллегами из Бостона] и отчасти с ранним Black Flag. В результате получался весьма своеобразный для калифорнии и по всем параметрам отличный, весьма злой хардкор — такой каким он и должен быть. Кроме того, в их песнях проскальзывали и абсолютно молодежные моменты с залихватскими сингалонгами и прочими субкультурными фишками.
Hypnotics “Indoor Fiends” [Enigma Records, 1982]
В Лос-Анджелесе всегда хватало интересных групп. Одной из них были, например, Hypnotics. Они играли ни на что не похожий панкхардкор. Не очень быстрый, но ритмичный и офигенно драйвовый. А по части гитарной мощи эти чувачки давали просраться чуть ли не всем современникам. Их саунд был, действительно, самобытным и неповторимым. Шумно расшибающий железо барабанщик и искрометно кривляющийся вокалист, не терявший при этом агрессии, добавляли их музыке еще пару изюминок, хотя там и так все было зашибись. Время от времени их мелодии отдавали серфом и еще черт знает чем, что помогало производить какой-то совершенно специальный и при этом безумно напористый и сильный звук. Их во всех отношениях великолепный альбом Indoor Fiends, состоящий из 22 хитов один лучше другого, можно смело считать абсолютной классикой раннего калифорнийского панкхардкора!
Red Kross s/t ep [Posh Boy, 1980], “Born Innocent” LP [Smoke Seven, 1982]
Red Kross были одной из самых необычных и самобытных американских групп. Их воздействие на панк как таковой не очень велико, скорее они повлияли на группы типа Соник Юф и на гранж. Не особо тяжелая и не шибко быстрая, в чем-то тягучая музыка «красного креста» была сдобрена прикольными и звонкими гитарами, которые выдавали странные, но мелодичные звуки, и очень юношеским и игривым вокалом. Пожалуй, альбом “Born Innocent” не имел аналогов в панкроке начала 80-х и был действительно выдающейся записью. Не нарушая простоты, свойственной всем панк-группам тех лет, они играли действительно интересную и творческую музыку, которая не знала рамок и стандартов.
Flipper “Generic” LP [Subterranean, 1982]
Flipper были одной из самых известных американских панк-групп 80-х. Играли они достаточно странную и мрачную музыку, с сильным душком пост-панковой атмосферы. Медленно, не очень тяжело, весьма депрессивно. Их музыка производит очень странное, какое-то болезненное впечатление. Длинные и относительно заунывные песни сменяют одна другую, но настроение остается прежним – не веселым и в чем-то подавленным. На штатской сцене в таком ключе не играл, пожалуй, никто. Несмотря на всю меланхоличность и апатичность музыки, тексты у них порой бывали поразительно жизнеутверждающими: “Yes, I’ve found out what living is all about — It’s Life! Life! — Life is the only thing worth living for — Yes, Life! Life!”
Sin 34 “Die Laughing” 7” [Spinhead, 1982], “Do You Feel Safe?” [Spinhead, 1983]
Во всех отношениях ценная группа Sin 34 активно зажигала в Лос-Анджелесе начала 80-х. Достаточно злой, немного прямолинейный и шустрый хардкор с исключительно отличным женским вокалом быстро снискал любовь калифорнийской публики. Для своего побережья они звучали необычно агрессивно и напористо, что делало им честь. А девочка так искренне и проникновенно орала в микрофон, что не было никакой возможности не выделить этот коллектив. В их музыке отчетливо чувствовался напор молодости. Порой в песнях Sin 34 даже проскакивают ритмы и переходы, которые активно будут использоваться хардкор молодежью в конце 80-х. Тогда же это звучало свежо и не заезжено и их альбом заслуженно стал классикой раннего хардкорпанка.
Stalag 13 “In Control” [Upstart, 1984]
Вероятно первая straightedge-группа в Калифорнии. Быстрая и простая, не особо тяжелая и агрессивная, зато позитивная музыка. Наряду с Justice League оказали очень большое влияние на образование и развитие позитив-хако-схе крыла калифорнийской панксцены. Классика Nardcore – прекрасной и одной из самых значительных локальных хк сцен, в данном случае из местечка Oxnard.
False Confession “demo ’83”, s/t 7’’[Mystic, 1984]
Одна из классических окснардских групп производила на свет хардкор в его самом первозданном виде – быстрый, злой, задорный, безумный и юный. Они были несколько тяжелее и мрачней большинства групп своей местности и частенько мутили воду депрессивными кусками в духе блэк флаговских заморочек и всякими запилами. Это позволяло им выделяться в общей массе, но, к счастью, они никогда не переходили грань и не становились занудными, всегда оставаясь в рамках жанра. Отчасти можно проследить влияния их музыки на группы, стоявшие у истоков ньюскула – Beyound, Absolution.
Ill Repute “Oxnard – Land of No Toilets” [Mystic, 1983], “What Happens Next” [Mystic, 1984]
Безостановочно наглый, забойный и удалой хардкор в исполнении этой группы дал путевку в жизнь всей замечательной сцене Окснарда и в какой-то мере всему калифорнийскому скейткору. Максимально простая, быстрая и лихая музыка Ill Repute так сильно впечатлила локальную молодежь, что они быстро стали королями нардкора и, пожалуй, самой известной и центровой группой этого местечка и одной из главных калифорнийских групп вообще. Сумасшедший вокал, тяжелые и шумные гитары, отличные «стоп энд гоу» моменты [замедления с последующим резким срывом на ультраскоростной угар], сингалонги – ничего лучше в хардкоре с тех пор не придумали. В 21 веке они так сильно продолжают вдохновлять трешеров, что одна известная группа даже позаимствовала себе название из их творческого наследия.
Rebel Truth “demo 80”, s/t 7’’ [Version Sound, 1983]
Бодрая и лихая музыка, с упорно атакующими гитарами, четким ритмом, сингалонгами, юным и не особо агрессивным, но прикольным вокалом сделали Rebel Truth классиками жанра. Калифорния не располагала к мрачным настроениям, и они не были самой тяжелой или самой быстрой группой, но и тяжесть, и скорость присутствуют у них в должной мере. Порой они сваливались на немного неспешные и, в рамках разумного, мелодичные темы, вставляли в песни нестандартные гитарные проигрыши, что создавало определенную самобытность и оригинальность их творчества. В чем-то их музыка была даже немного грустной и лиричной, насколько это было возможно для хардкор-панка начала 80-х. Помимо всего прочего группа отметилась замечательными текстами – в те времена харкдкор группам было, что сказать аудитории.
Anti “I Don’t Want To Die In Your War” lp [New Underground, 1982], “Defy The System” lp [New Underground, 1983], “God Can’t Bounce” lp [New Underground, 1984]
Обратить внимание на эту группу можно было бы из-за одного названия? Но и кроме названия в ней есть много почетного. Не особо тяжелые и жирные, но достаточно шумные и бодрые гитары, молодежный и вполне наглый вокал, солидная барабанная дробь – все это в сумме дало отличный хардкорпанк. В Лос-Анджелесе начала 80-х такая беззаботная музыка была не шибко распространена и после первого прослушивания, я был уверен, что эти парни тусовались в Вашингтоне. Второй и третий альбомы были уже не такими напористыми, шустрыми и прямолинейными, но все равно приятны и заслуживают уважения.
Justice League “Think or Sink” 7’’ [Fartblossom, 1985]
Одна из первых калифорнийских straightedge групп. Их достаточно мелодичный с позитивными текстами хардкор, безусловно, оказал солидное влияние на поднявшуюся во второй половине 80-х волну схе-групп. Как и многие группы первой половины 80-х, в середине десятилетия они начали играть рок [тогда их обзывали эмо], но их первая семерка стала классикой молодежной музыки. Активно поддерживая молодые группы и всячески продвигая локальную сцену, они сильно поспособствовали развитию, например, таких коллективов как NOFX. После распада Justice League гитарист и барабанщик сколотили легендарную группу Chain of Strength.
The Dicks “Hate The Police” 7” [R Radical, 1980], “Kill From The Heart” [SST, 1983]
Звучание The Dicks было весьма и весьма оригинальным и самобытным. Пожалуй оно несколько ближе к панк[рок]у, нежели к хк, ну да это не суть важно. А важно то, что это была по-настоящему смелая – в музыке и не только — группа. Их вокалист Гари Флойд открыто позиционировал себя геем и, несомненно, нанес серьезный урон гомофобии, так как не признать в нем человека широкой души и просто активного деятеля панк-хк сцены не было никакой возможности. Альбом “Kill From The Heart” стал одним из ярчайших артефактов золотой и потому богатой на знатные штуки эры панк-хардкора.
MDC “John Wayne Was A Nazi” 7” [R Radical, 1981], “Millions Of Dead Cops” LP [R Radical, 1982], “Multi-Death Corporations” 7” [R Radical, 1983], “Millions Of Dead Children” 7” [R Radical, 1984]
Одна из самых значительных групп в истории жанра возникла в Техасе в конце 70-х годов и вскоре обрушила на головы слушателей отличный скоростной, залихватский, достаточно агрессивный и напористый хардкор замешанный на предельно политизированных текстах. Это был яркий пример того случая, когда месседж выходил на первый план, а музыка была лишь средством. При этом средство совершенно не страдало от такого распределения ролей. Правда, первая семерка была не такой уж хардкористой и сильно отдавала другой королевской группой из этой местности – The Dicks. Но альбом явил собой великолепный образец панк-хардкора. При этом музыку MDC никак не назовешь прямолинейной. Сочетая очень шустрые куски со всякими «лирическими» гитарными отступлениями, они создали свой неповторимый саунд. Не очень злой, но максимально настырный вокал как нельзя лучше подходил для такой музыки и таких текстов. Вскоре группа перебралась в Сан-Франциско и сделала правильно – в них явно было что-то калифорнийское. Вместе со всеми другими техасскими эмигрантами [Dicks, DRI, Verbal Abuse] они засквотировали заброшенный пивной завод и продолжили терроризировать общество своими острыми песнями. Для полноты диайвай этики и самореализации эти чуваки еще и замутили лейбл R.Radical. Другой заслугой MDC можно считать то, что, вероятно, именно они первыми в штатах заговорили о вегетарианстве [на семерке «миллионз оф дед чилдрен»]. Кроме того, в начале 90-х они умудрились посетить совок, что очень дико и почетно.
Verbal Abuse “Just An American Band” [Fowl, 1983]
Заводной и напористый, но не лишенный некоторой мелодики хардкор в исполнении этого коллектива почему-то не получил должного внимания в свое время. Это была очень мощная и хитовая музыка, в определенном плане предшествовавшая юфкрю, хотя тексты были совершенно не молодежными. Умело сочетая скорость с танцевальными замедлениями, редкие, но меткие сингалонги и злобный вокал, интенсивные гитарные рифы и мелодичные куски Verbal Abuse зафигачили во всех отношения замечательный альбом, который настоятельно рекомендуется к прослушиванию.
DRI “Dirty Rotten” [Dirty Rotten, 1983]
Первый альбом этого ансамбля вполне заслуженно является библией всех советских трешеров. В музыке DRI не было агрессии Negative Approach и безумия Void, но мало кто в 1983 году мог составить конкуренцию этим ребятам в плане скорости. Взяв все лучшее, что было до того в хк, они стали играть короткие, простые и без лишних заморочек песни с осмысленными текстами, благодаря чему пользовались, пользуются и всегда будут пользоваться большой любовью всех, кто хоть что-то понимает в панк-хк музыке.
Disappointed Parents “Am I Getting Through” [Chrispy Christ, 1983]
Это одна из огромного множества отличных хардкор групп начала 80-х, о которых сегодня напрочь забыли. Взяв все лучше от негатив апроч и трешеров типа неоса, они рубили классный злобный, быстрый хардкор, грамотно меняя темп и разбавляя песни моментами, которые сегодня вполне можно назвать танцевальными. Наглый вокал удачно дополнял все это безобразие и в результате получался очень аутентичный хардкор 83 года, который при этом звучал вполне узнаваемо.
The Lewd “Kill Yourself” [Scratched Records, 1979], “American Wino” LP [ICI Records, 1982]
Эти ребята вместе с Black Flag и Germs одними из первых привнесли в американский панк агрессию и безумие. Но в отличие от соратников по цеху, о The Lewd почему-то вспоминают очень редко. Тем не менее, их ипишку “Kill Yourself” можно смело признать одной из первых записей в жанре хардкор-панк. Насколько это было возможно тогда, они выдали три убойных и боевитых хита, после чего перебрались из Сиэтла в Калифорнию, где и стали зажигать со всеми центровыми группами тех лет. В 82 году парни выпустили совершенно классический альбом быстрой, простой, заводной и сумасшедшей музыки для маньяков и прочих маргиналов, чем очень сильно впечатлили современников и последующие поколения хардкор-кидов.
Articles of Faith “What We Want Is Free” ep [Version Sound, 1982], “Wait” ep [Wasteland/Affirmation, 1983], “Give Thanks” [Reflex, 1984]
Пионеры чикагской панк-сцены были одной из самых необычных хардкор групп своего времени. Articles of Faith создали неповторимую музыку, наполненную странными мелодиями, местами хаотичную, местами агрессивно-злую, эмоциональную, с запоминающимся вокалом. Наличие аж трех гитаристов позволяло сочинять действительно интересную и нестандартную музыку абсолютно без ущерба для энергетики и мощи. Им удавалось очень гармонично соединять мелодику панк-рока с напором хардкора, добавляя при этом какие-то свои интересные ходы. Отличная музыка дополнялась продуманными текстами, сочетавшими в себе и политические, и личные темы. Безусловно, это одна из самых запоминающихся команд начала 80-х.
Naked Raygun “Basement Screams” [Ruthless, 1983], “All Rise” [LSR/Homestead, 1985]
Одна из ранних и самых известных и влиятельных из чикагских панк групп. Энергичная, мелодичная и самобытная музыка. Если первая эпишка Basement Screams звучала вполне обычно и просто, хотя и во всех отношениях замечательно, то уже на втором альбоме All Rise [к тому моменту состав группы основательно изменился] музыка становится намного разнообразней, сложней и мелодичней. При этом она воспринимается поразительно легко и слушается на одном дыхании. Волшебным образом эти музыканты умели сочетать мощные гитарные партии с приятно-мелодичными кусками и создали по-настоящему неповторимый панк-саунд из города мафиози.
Poison Idea “Pick Your King” 7” [Fatal Erection, 1983], “Record Collectors are Pretentious Assholes” 12” [Fatal Erection, 1984], “Darby Crash Rides Again” [American Leather, 1989 — reissue of 1982 demo]
Одни из ранних корифеев злого и безбожного хардкора. Грязные и страшные гитары, безапелляционно молотящие барабаны и совершенно дикий, пугающий вокал позволяют поставить их в один ряд с Negative Approach. Их музыка являла собой стопроцентную и бескомпромиссную агрессию, и в ней воплотилось все, что составляло суть и смысл раннего хардкор-панка. Дикость и безумие Black Flag, тяжесть и острота Discharge, мощь и наглость Negative Approach плюс немного своих маниакальных тараканов – такими были эти злобные психи. Их демо 1982 года, переизданное под названием “Darby Crash Rides Again” несколько лет спустя, является золотым и непререкаемым величием жанра. Впрочем, о двух первых релизах можно без задних мыслей сказать то же самое.
Sado Nation s/t 7” [Trap, 1980], “We’re Not Equal” LP [Brainstem, 1982]
Средне темповый хардкорпанк от пионеров сцены Портленда радовал ухо и очень цеплял. Возможно, из-за отличных кавалерийских наскоков гитар, которые звучали мощно и достаточно бодро для своего времени. Возможно, из-за относительно медленных на фоне многих групп тех лет барабанов, которые выстукивали весьма качовые ритмы. Возможно из-за лихого девичьего вокала – в 84 году Flipside, один из самых авторитетных панк-зинов, назвал Mish Bondage лучшим фэмэйл-сингером штатов, а это говорит о многом. В общем, неважно как, главное, что их музыка заводила и по-прежнему звучит очень прикольно и воодушевляюще.
Lockjaw “Shock Value” 7” [self-released, 1982], “Dead Friends” 7” [self-released, 1983], “Gang Violence” LP [записано в 1985, выпущено Grand Theft Audio в 1996 на дискографии “Skinned Alive”]
В свое время Lockjaw были обойдены вниманием и отшиты значительной частью хако-комьюнити, но это только добавило некоторой легендарности их записям, так как «запрещенные» группы всегда особо почитаются потомками. Тем более, когда они играют отличную музыку. Как и агностиг фронт эти парни были скинами, и их тоже почем зря обвиняли в фашизме и прочих грехах. Всевозможная шумиха, бойкоты и игнорирования не мешали группе играть самый что ни на есть настоящий и удалой хардкор. Злой, тяжелый, в меру быстрый – чем-то напоминавший бостонскую школу. Заводная и напористая, их музыка вопреки всему до 87 года взрывала мозги слушателей и поддерживала традиции хардкора в лучшем их виде. Сегодня дискография этого коллектива звучит как стопроцентный образец жанра.
White Cross “Fascist” 7” [Zero Degree, 1982], “What’s Going On” LP [Zero Degree, 1983]
Об этой группе из Ричмонда как-то позабыли, и очень зря. White Cross достойны самого пристального внимания, так как они выдавали по-настоящему офигенный хардкор. Злой и грязный, мощный и скоростной, прямолинейный и безо всяких ненужных отступлений. Семерка, пожалуй, уделывает альбом, так как она шумней и звучит мощней. Это вообще один из лучших образцов американского треш-хк начала 80-х. На элпи качество записи немного подводит и не передает в полной мере всю мощь этой простой, агрессивной музыки, хотя вокал и так звучит очень внушительно. Альбом получился уже не таким быстрым, но в целом совершенно солидным и вполне может претендовать на звание классического. Помимо музыкальной, ребята отметились и активной сценической деятельностью и очень многое сделали для развития локальной сцены Ричмонда.
The Fartz “Because This Fuckin’ World Stinks” [Fartz, 1981, переиздано Alternative Tentacles, 1982], “World Full of Hate” [Alternative Tentacles, 1982]
Мало кто вспоминает сегодня этот коллектив из Сиэтла, а если и вспоминает, то только потому, что там стучал на барабанах будущий басист ганзнроузес и рубился будущий фронтмен аккьюзд. Между тем Fartz были одной из самых злых и замечательных панк-хк групп начала 80-х. Быстрая и агрессивная музыка, помноженная на недобро орущий вокал и остросоциальные тексты против правительства, церкви, расизма, сексизма, безусловно, должны были возвести их в ранг одной из главных групп начала 80-х. Но так как сцена в Сиэтле тогда была слабой и очень локальной, The Fartz не были отмечены особым вниманием со стороны хако-сообщества. А зря.
7 Seconds “Skins, Brains and Guts” 7’’ [Alternative Tentacles, 1982], “Committed for Life” 7’’ [Squirtdown, 1983], “The Crew” [BYO, 1984], “Blast From The Past” [Positive Force, 1985], “Walk Together Rock Together” [Positive Force/BYO, 1985]
В противовес Negative Approach являли собой позитивное крыло хако. Их не особо тяжелая, но очень бодрая и лихая музыка была сдобрена положительным месседжем, и впоследствии произвела неизгладимое впечатление на юфкрю ребят, для которых 7 Seconds, безусловно, были отцами и пупом земли [вполне заслуженно, кстати]. Уже в ранних, весьма простых и грязных записях присутствует определенный мелодизм, который в дальнейшем все развивался и усиливался и постепенно развился как-то уж слишком сильно, хотя это и не затмило абсолютного величия ранних релизов коллектива. Перу этих парней принадлежат несколько совершенно бессмертных хитов [Yound Till I Die, Committed for Life и т. д.], и мало какая уважающая себя группа не играла их каверов.
MIA split w/ Genocide [Smoke Seven, 1982], “Murder in a Foreign Place” [Alternative Tentacles, 1984]
Замечательная и безбожно забытая группа из Лас Вегаса. Именно их можно считать пионерами мелодичного хардкора, так как эти парни начали играть такую музыку на несколько лет раньше Dag Nasty, Turning Point и прочих классиков жанра. Образовавшись в 1979 году коллектив вскоре записал демо, а в 82 году еще несколько песен, выпущенных на различных компиляциях и сплите с Genocide. Уже в этой записи отчетливо просматривается мелодичный хардкор, а до логического завершения эксперимент доходит в альбоме Murder in a Foreign Place. Именно на эту музыку впоследствии ориентировались все группы, пытавшиеся играть не только мощно и агрессивно, но и мелодично. Здесь не было никакого рока, соплей и прочей фигни – это энергичный, «ин ё фэйс» хардкор с очень удачно и гармонично сыгранной мелодикой. В дальнейшемы группа ударилась в рок, что ни к чему хорошему не привело.
Big Boys “Frat Cars” 7’’ [Big Boys, 1980], “Fun Fun Fun” 7’’ [Moment, 1982], “Lullabies Help The Brain Grow” [Moment, 1983]
Этот техасский коллектив, образовавшийся в 1978 году, немыслимо сочетал в своей музыке хк, панк, фанк и все что угодно, благодаря чему оставил совершенно неповторимое музыкальное наследие. Описать их музыку не представляется возможным, так как в ней намешано очень много всего, и она разрушает все традиционные представления о панке и хк. При этом их записи звучат более чем органично, и не возникает ощущения «звуковой каши». Песня Fun Fun Fun с одноименной семерки стала бессмертным хитом раздолбайской молодежи и ярко демонстрирует, чем панк был для этих неординарных людей.
DOA “Triumph Of The Ignoroids” 12” [Friends, 1979], “Something Better Change” LP [Friends, 1980], “Hardcore ‘81” LP [Friends, 1981], “War on 45” 12” [Alternative Tentacles, 1982]
После того как в 1981 году эти канадские ребята назвали свой альбом незамысловатым словом hardcore, этот термин стал активно применяться для обозначения подобного рода панкрока. Агрессивного, тяжелого и простого. Сами DOA играли среднетемповый, достаточно мелодичный и самобытный вариант данной музыки, не загоняя себя в рамки. Благо творческие способности позволяли. Умение придумывать интересные, мощные и хитовые песенки быстро и заслуженно вывело их в число самых влиятельных групп на заре хардкор-панка. Не боясь экспериментировать, группа выпустила нехарактерно большое количество записей, но для истории жанра наиболее важны первые релизы.
Neos “Hassibah Gets the Martian Brain Squeeze” 7’’ [Alandhiscar, 1982]
Одна из самых важных канадских групп начала 80-х. Видимо, ребята поставили перед собой цель играть самую быструю музыку в этом мире, и в общем-то достигли ее, а если и нет, то были очень к ней близки. Предельно скоростной, грязный, агрессивный хардкор Neos оказал и продолжает оказывать основополагающее влияние на весь сегодняшний фаст/трешкор. Помимо всего прочего группа отличалась весьма интересными текстами.
Husker Du “Amusement” 7” [Reflex, 1981], “In A Free Land” 7” [New Alliance, 1981], “Everything Falls Apart” 12” [Reflex, 1982], “Metal Circus” 7” [SST, 1983], “8 Miles High” 7” [SST, 1984], “Zen Arcade” 2LP [SST, 1984], “New Day Rising” LP [SST, 1985]…
Среди раннего американского хардкор-панка Husker Du были одной из самых интересных, самобытных и влиятельных групп. Пожалуй, именно они принесли в агрессивную и злую хардкор-музыку красивый и приятный мелодизм. Поначалу они играли вполне простой и обычный хк, но достаточно быстро начали экспериментировать с мелодиями и добились выдающихся результатов. Это трио разрушило рамки панк-музыки и принесло глоток свежего воздуха в сцену. Их гитары звучали лирично, и песни создавали какую-то неуловимую атмосферу, описать которую очень сложно – ее можно ощутить, только слушая их записи. Постепенно они все дальше уходили от основ, но продолжали штамповать прекрасные альбомы вне жанровых категорий. Ранние же релизы стали бессмертной и вечной классикой панк-хк. Страстная, красивая и необычная, их музыка не имела аналогов и стала одним из ярчайших явлений 80-х.
Willful Neglect s/t 12” [Neglected, 1982], “Justice For No One” 12” [Neglected, 1983]
Эта группа обитала где-то в Миннесоте и играла отличный, мелодичный хардкор-панк, что в начале 80-х было редким явлением. Ребята отличались весьма интересными и необычными гитарными партиями и в целом не очень злой музыкой, хотя, разумеется, они, как и все тогда, играли вполне быстро и напористо. Уже на первом альбоме был действительно самобытный звук, который нес что-то новое в панк-музыку. Практически каждая песня была прикольной и хитовой. Второй альбом стал логичным продолжением их поиска нестандартного саунда в рамках хардкора. В чем-то творчество Willful Neglect можно сопоставить с ранними работами их соседей Husker Du. В них оставалась мощь хардкора, но начал появляться какой-то новый, немного лиричный мелодизм. Эти чуваки звучали действительно свежо и ярко.
JFA “Blatent Lokalism” 7’’ [Placebo, 1981], “Valley of The Yakes” [Placebo, 1983]
Одна из первых и основополагающих скейт-панковых групп. Не тяжелый, но быстрый и заводной, сдобренным хриплым вокалом и раздолбайскими текстами панк-хк этих хьюстонских ребят воодушевлял молодежь начала 80-х выискивать заброшенные или просто пустующие бассейны и рассекать там на досках, пока не примчится полиция или злые хозяева. Не гнушались JFA и серфовыми вставками, которые стали неотъемлемым атрибутом почти всей скейт-музыки первой половины 80-х. Творчество JFA — это документ того времени, которое можно описать очень просто: “skateboarding IS a crime”.
YDI demo 83, “A place in the sun” 7’’ [Blood Bubble, 1983]
Одна из самых диких групп начала 80-х. По части агрессии и ненависти, вложенных в очень простую музыку, с ними могут соперничать только негатив аппроч. В каждом звуке их коротких, убийственных песен чувствует животная злоба на всех и вся. Здесь нет никаких мелодий – это 100-процентный музыкальный нигилизм, а вокалист исполняет так, будто прямо сейчас собирается убить каждого, кто окажется на пути. Очень грязная запись только усиливает пугающие впечатления от творчества этого замечательного коллектива из филадельфии. Тексты полностью соответствуют музыке.
Really Red “Teaching You The Fear” lp [CIA, 1981], “New Strings For Old Puppets” ep [CIA, 1982]
Первопроходцы хьюстонского панка играли по всем параметрам великолепную и неординарную музыку. Простую, но интересную, нестандартную и самобытную. В чем-то они пересекались с замечательной группой Minutemen – не гнушались отключать дисторшен на гитарах и не боялись находить самые необычные ходы в самых обычных местах. Следуя золотому правилу всех творческих людей – краткость сестра таланта – они насочиняли коротких, непохожих одна на другую и в тоже время очень гармонично сочетающихся между собой песен, которые выпустили на альбоме Teaching You The Fear, закрепившем за ними славу одной из самых оригинальных групп конца 70-х – начала 80-х. На последовавшей через год ипишке они развернулись в сторону более напористого панк-хардкора, но и там не стали загонять себя в рамки.
Hated Youth “Hardcore Rules” [Burrito, 2000 — recorded in 1983]
Прославившись в советском союзе благодаря песни «фак раша», во всем остальном мире эти ирокезные отщепенцы стали известны за счет быстрого, бескомпромиссного, злого и шумного хардкора, который исполняли без зазрения совести. Провокационная лирика и месседжи, подкрепленные не менее провокационной музыкой, – таким видели хардкор эти флоридские парни. А надо сказать, они разбирались в правильной музыке, что доказывает выпущенная почти через 20 лет после записи семерка. Почему ее не выпустили в свое время, история умалчивает, но я подозреваю, что никто не хотел связываться с группой то ли в шутку, то ли всерьез призывавшей убивать родителей, соседей, да и вообще всех подряд и все в таком духе.
V/A “No Core” [No Core, 1982]
Потихоньку начнем освещать и компиляции. Для начала обратим внимание на сборник No Core, выпущенный одноименным лейблом. Четыре отличные группы из северной калифорнии – три напрочь исчезли из памяти публики, одна в последствии стала сильно знаменитой, правда не на поприще хардкор-панка. Первыми идут Colcor, которые поделились семью грязными и злыми песнями. Немного сумасшедший и очень наглый вокал отлично гармонировал с шумными и страшноватыми гитарами. Группа звучала очень мощно и не вполне ясно, почему она прошла практически незамеченной. Далее появляется коллектив No Labels. Их чуть более «добрая», но и более быстрая музыка, вполне подпадала под определение «треш» и нисколько не уступала признанным ассам этого жанра. Как так вышло, что эти ребята больше прославились своим конфликтом с вашинтонской сценой, а между тем их сверхбыстрый и немного хаотичный и безумный хардкор достоин более чем пристального внимания. Следующих ребят можно любить уже за одно название: No Rock Stars. Они играли очень удалую музычку, не особо тяжелую [на фоне остальных групп], но ультраскоростную, с интересным гитарным звуком и лихим молодецким вокалом. Не изобретая ничего нового, эта группа рубила стопроцентный хардкорпанк, и делала это настолько круто, насколько было возможно. На сладкое остались Corrosion Of Conformity. Сегодня они изрядно прославились на лоне экстремальной музыки, и сейчас мало кто вспоминает, что начинали эти парни именно с хардкора. Смесь треша в духе Neos, безумия Black Flag и тяжести Negative Approach и бостонских ребят дали в итоге сногсшибательную смесь. Серьезные, умные тексты, критикующие, в том числе, и сценические предрассудки, делали им честь и в купе с отличной музыкой позволяют считать COC одной из самых интересных и дельных групп начала 80-х. В 84 году на этом же лейбле они выпустили альбом “Eye For An Eye”, на котором уже стал проявляться некий уход в метал и эксперименты, но забывать его ни в коем случае нельзя – он был совсем не так плох.
Без зазрения совести можно сообразить, что эта компиляция стала несомненной классикой хардкора, задокументировавшей творчество самых диких калифорнийских групп начала 80-х.
V/A “NY Thrash” [ROIR, 1982]
Сказать, что на этом сборнике представлены все центровые нюёрские группы будет преувеличением. Но большинство главных коллективов этого городка фигурируют здесь –Bad Brains, The Mad, Kraut, Heart Attack, Undead, Adrenalin OD, Even Worse, Fiends, Nihilistics, False Prophets и Beastie Boys. От каждого – по два хита. Все эти ребята являются легендами хардкор-панка и лишний раз описывать их нет смысла [часть уже и так отрецензирована, другая в скором времени тоже будет отделана]. Эта компиляция в лучшем виде отражает, чем был нюёрский хардкор в свои молодые годы. Выпущенная на кассете и не переиздававшаяся 20 лет, эта штука успела стать абсолютным культом. Бессмертная классика!
V/A “Nardcore” [Mystic, 1984]
Еще одна супер-классическая сборка. На ней, как несложно догадаться, запечатлены окснардские группы, которые сколотили одну из самых интересных и мощных хардкор-сцен первой половины 80-х. Свою музыку они скромно величали Nardcore. Чем она отличалось от обычного хардкора, уловить не просто, но нельзя отрицать, что у всех этих команд есть что-то общее и отличающее их от других. Кроме того, почти все эти чуваки были скейтерами, и именно нардкор наиболее логично ассоциируется с ранним скейт-кором. Хотя центровые скейт-группы были еще много где, но именно в Окснарде их число на душу панков достигло апогея. Выделить кого-то на этой компиляции сложно, каждая группа достойна внимания, каждая внесла свою лепту в историю жанра. Мне больше всего нравится злой, но в тоже время по-своему мелодичный и молодежный хако от Scared Straight и Rat Pack. False Confession представили весьма атмосферную и заумную, но, в общем, неплохую песенку. Даже обычно скучноватые Agression звучат тут вполне бодро. Что уж говорить о Ill Repute, RKL, Dr. Know, Stalag 13, The Rotters и A.F.U…
V/A “Get Off My Back” [Red Records, 1982]
Еще одна исключительно важная компиляция, представляющая локальную сцену. На этот раз филадельфийскую. На этом релизе наряду с малоизвестными группами отметились совершенные гении хардкор-панка, такие как: YDI, Flag of Democracy, Ruin и McRad. YDI выступили с одной вполне традиционной для себя и дикой песней и одной весьма странной и замороченной в блэкфлаговском духе. Пожалуй, два хита от FOD являются лучшим из всего, что они когда-либо записали – безумный, шустрый, напористый грязно притрешованный хардкор в лучшем его варианте. Blunder Boys дали три хороших, не очень злых, вполне мелодичных песни. Группа Маленькие Джентельмены выставила одну работу в духе раннего калифорнийского панк-хк – не особо быструю, мелодичную и распевную. Слегка болезненный треш с моментами в стиле черного флага от Autistic Behavior звучит очень свежо и динамично, а необычный вокал делает его весьма самобытным. Ruin уже на раннем этапе творчества звучали неповторимо и играли оригинальный и неподражаемый вариант мелодичного панка, что и доказывают их произведения на этом сборнике. Развлекательный и веселый панк-хардкор Informed Sources дает возможность немного передохнуть психике и подготовиться к очень странной музыке Seeds Of Terror. Эти чуваки напрочь не пользовались дисторшеном и извлекали из своих гитар сильно нестандартные для тех лет легкие и в чем-то ковбойские звуки. На фоне быстрой ритм секции это выглядело прикольно. McRad записали одну песенку с дабовыми моментами и одну в своем традиционном стиле – быструю, лихую, с отличным молодежным вокалом и грамотной сменой ритма. Завершающие сборник The Heathens играли странноватый вариант быстрого, диссонансного панка, в чем-то похожий на смесь минутмена и биг бойз – получалось необычно. Итого — 20 разнообразных и интересных песен от 10 отличных групп из Филадельфии, которые построили дельную сцену в этом городе.
V/A “Flex Your Head” LP [Dischord, 1982]
На этой компиляции запечатлена вашингтонская сцена времен формирования и первого расцвета – то есть 80-82 годов. Наряду с общеизвестными группами типа Minor Threat, Void, Iron Cross, Government Issue и т. д. представлены и менее прославившиеся коллективы, песни которых на данном сборнике являются единственными официально реализованными. Untouchables, Red C, Deadline – все эти ребята ограничились лишь демками, достать которые весьма непросто. Поэтому Flex Your Head является едва ли не единственной возможностью услышать некоторые группы, участвовавшие в становлении одной из самых могучих и плодовитых сцен. В принципе, все «сборники» играют весьма прямолинейный и трешовый хардкор – в то время по-другому мало кто умел. Мне больше всего нравятся злые и мрачные Iron Cross и Youth Brigade и залихватские и задиристые Red С.
V/A “Not So Quiet On The Western Front” 2LP [Alternative Tentacles, 1982]
Эта сборка являет собой самое полное и яркое отражение калифорнийского хардкор-панка начала 80-х. 47 групп, от каждой по одному хиту. Наряду с очень известными группами [7 Seconds, MDC, Flipper, Dead Kennedys, Crucifix…] тут представлены и коллективы, от которых ничего, кроме песенки на этой компиляции, не осталось. Если говорить собственно о музыке, то здесь имеются практически все разновидности панк-хк – от весьма мелодичного до медленного и экспериментального, от молодежно-позитивного до весьма тяжелого и мрачного. Выделить кого-то сложно, так как все постарались на славу. Этот сборник смело можно считать одним из главных документов американской музыки первой половины 80-х.
V/A “Welcome To 1984” [MRR, 1984]
Одна из важнейших компиляций в истории панк-хардкора. На ней собраны замечательные группы со всего мира общим числом 23. Всего задействованы 17 стран, из штатов только две команды. Во многом именно этот релиз открыл американцам глаза на другие континенты. Самые разнообразные подвиды хардкора из самых разных мест – тотальное юнити. И тотальная классика. Выделить какие-то группы не представляется возможным, так все они великолепны и неповторимы. Maximum Rock’n’Roll проделал огромную работу, собирая вместе все эти коллективы, и в результате получился офигенный сборник, который оказал колоссальное влияние на последующее развитие хардкора во всех уголках света. Здесь нет ни одной не то что плохой, даже хороших песен нет – все отличные и суперкрутые!
— подонок икс