В середине 80-х в Вашингтоне появилась целая плеяда групп, которые внесли своеобразный перелом в хардкор-панк музыку. Они отошли от злобного и агрессивного звука начала 80-х и заиграли нестандартную, экспериментальную, мелодичную и лиричную музыку, дополненную, как правило, глубокими персональными текстами. Этот период принято называть Revolution Summer [революционное лето] — так как это действительно была революция в хардкоре. Именно в это время родился такой стиль как «эмо». Мы предлагаем вам небольшой обзор наиболее интересных групп и записей этого периода.
Embrace s/t [Dischord records, 86]
Поставив крест на Minor Threat, Ян Маккей не долго горевал и сколотил году группу Эмбрэйс. За время своего недолгого существования в середине 80-х коллектив успел записать волшебный альбом и получить порцию обвинений в «эмо» за свою спокойную и лиричную музыку. В отличие от большинства других групп, которые в середине 80-х горячие и злобные хако-ребята обзывали «эмо» [Dag Nasty, Angry Samoans, Justice League…], только Embrace и Rites of Spring и сегодня воспринимаются как «эмо», тогда как ранний Dag Nasty скорее мелодичный хк, а поздние Angry Samoans и Justice League – просто рок. Пусть за неполные 20 лет, что прошли со времен Эмбрэйс, музыкальные навыки панков весьма спрогрессировали, а качество записи вообще совершило космический прорыв, ничто и никогда не сравнится с этой удивительно простой, искренней и душевной музыкой. True emo!
Rites of Spring s/t LP [Dischord, 1985], “All Through A Life” 7’’ [Dischord, 1987]
Возможно самая влиятельная и интересная группа времен «революции». Местами в них еще остался напор хардкора, но музыка изобиловала нестандартными, волшебными и неожиданными мелодиями, срывами спокойных кусков в истерику. Надрывно-отчаянный вокал вкупе с таким сопровождением создает какое-то неуловимо лиричное и очень личное настроение. Эти звуки рождают переживания и убивают равнодушие. Смело разбивая стереотипы и рамки, в 1985 году Rites of Spring записали, возможно, самый важный в истории эмо и один из лучших в истории панк-рока вообще альбомов. Простота этой приятной и красивой музыки поражает и завораживает.
Dag Nasty “Can I Say” LP [Dischord, 1986], “Wig Out At Denko’s” LP [Dischord, 1987]
Когда бурная и злая молодость прошла, Дэйв Смоли свалил из Бостона в Вашингтон и обнаружил там «революционное лето». Это совпало с настроениями старины Дейва, который устал от злого бостонского хардкора. Да и рок-эксперименты в DYS зашли слишком далеко и ничего хорошего не принесли. В столице же его настигла участь стать вокалистом никому тогда не известной группы Dag Nasty. С приходом Смоли музыка этого коллектива, изначально бывшая вполне хардкористой, окончательно приобрела тотальную мелодичность и гармоничность, не свойственные хк. В 85 году ребята записали альбом, который стал абсолютной классикой панк-музыки. Тогда, привыкшие к злому молотилову, панги называли такие звуки «эмо». Достаточно шустрая, но очень мелодичная и неординарная по тем временам, музыка Dag Nasty при этом сохранила в себе мощь и напор харкдора. Сегодня обзываться словом «эмо» уже совсем неактуально, и “Can I Say” звучит просто как мелодичный хардкор. Эта запись по-прежнему остается непревзойденной в данном жанре. Затем Смоли покинул группу, музыка стала более «попсовой» и уже никогда не приблизилась к величию первого альбома. Хотя и последующие релизы были совсем неплохими.
Rain “La Vashe Qui Rit” 12’’ [Peterbilt, 1990]
К сожалению, этот коллектив совершенно незаслуженно остался в тени прочих героев революционного периода вашингтонской панк-сцены. Даже во времена существования на эту группу не особо обратили внимание, и альбом, записанный году в 86-87, выпустили только через несколько лет. Но это ни в коей мере не может уменьшить красоту музыки Рейн, которая представляла собой гармоничную смесь Rites Of Spring и Dag Nasty. Приятные и нежные мелодии, немного грусти, порой отчаяния — от этих песен веет молодостью и смелостью, смелостью экспериментировать. Это одна из лучших эмо-групп первой волны.
Gray Matter “Food For Thought” LP [R&B, 1985], “Take It Back” 12’’ [Dischord, 1986]
В середине 80-х вашингтонская сцена была самой креативной, экспериментальной и интересной. Среди множества замечательных групп Gray Matter как-то затерялись. Может, в них не было гармонии Dag Nasty, новаторства Rites Of Spring и Embrace, но мелодичная и ритмичная музыка этого коллектива звучала очень свежо по тем временам. И главное — в них был все тот же задор, так заметный во всех командах «революционного лета» и создававший совершенно определенное, специальное настроение. Пожалуй, по началу из столичных групп тех лет они были ближе всех к традиционному панку, может, именно поэтому их не превозносили, как других. Но именно это делало их оригинальными и самобытными на диси-сцене. Вторая запись ушла несколько в сторону от панка, оказалась более удалой, безумной, рокенрольной, в чем-то истеричной и была очень офигительной. Группа явно росла и развивалась, но в 1986 году скоропостижно скончалась. Реорганизовавшись через несколько лет, ребята записали неплохой, в общем-то, альбом. Но это было уже не совсем то.
Three “Dark Days Coming” LP [Dischord, 1989]
Образовавшаяся на развалинах Gray Matter группа 3 просуществовала недолго, но успела записать альбом, выпущенный, как это часто бывало в Вашингтоне, уже после распада коллектива. Они не пошли по стопам своих «отцов» и их мелодичный, порой меланхоличный, порой бодрый вашингтонский саунд все больше тяготел к поппанку. Интеллигентная, спокойная, но иногда все же срывающаяся, музыка этого коллектива в будущем окажет несомненное влияние на эморок. Во второй половине 80-х вместе с другими аборигенами столицы они сказали новое слово в панк-музыке, за что мы им спасибо.
One Last Wish “1986” [записано в 1986, Dischord, 1999]
Коллектив, в котором были задействованы три человека из райтс оф спринг и один дяденька из эмбрейс, по звуку чем-то напоминал фугази. Правда существовали One Last Wish несколько раньше, поэтому ясно, у кого откуда что растет. Достаточно минималистичная музыка, звонкие гитары и отчетливый бас, вот-вот надорвущийся, но иногда нежный вокал и странные на первый взгляд мелодии – в них было все лучшее от «революционного лета», времени экспериментов и свежего воздуха в американском панк-роке.
Ignition “Sinker” 7” [Ignition, 1987], “Anger Means” 7” [Ignition/Dischord, 1987], “Machination” LP [Dischord, 1988]
Закончив запевать в Faith, Алек Маккей со своим одногруппником Крисом Болдом сколотил одну из самых заметных вашингтонских групп второй половины 80-х. Музыка Ignition вполне соответствовала духу «революционного лета» и, по-своему, была действительно оригинальной и свежей. Время от времени в ней еще были слышны отголоски мелодичного хардкора [недаром короли этого жанра Turning Point сыграли кавер на них], но все же назвать это хардкором никак нельзя. Меланхоличные и порой тихо нежные гитары, приятные и продуманные мелодии весьма удачно дополнялись то молодежным, то грустным вокалом. А смены настроения с лирично тягучего и спокойного в одной песне на относительно бодрое – в следующей, создают очень интересный контраст в их музыке. Как и почти все столичные группы тех лет, Ignition обладали какой-то специальной аурой, почувствовать которую можно, только послушав их.
Soulside “Less Deep Inside Keeps” LP [Sammich/Dischord, 1986]
Пожалуй, это наиболее близкая к Dag Nasty группа. В них было чуть меньше хардкора, но влияние этого жанра на их музыку чувствовалось весьма сильно. Достаточно напористые гитары при этом выдавали очень приятные и легкие мелодии, на которые как нельзя лучше ложился не шибко агрессивный вокал. Несмотря на свойственное времени новаторство, Soulside сохраняли в своей музыке простоту, характерную панк-хардкору. Сегодня их творчество воспринимается как нечто среднее между мелодичным хардкором и ранним эмо в духе Embrace. От хк они взяли напор, от эмо – настроение и лиричный мелодизм, что в сумме дало красивые и интересные песни.
Happy Go Licky “Will Play” [записано в 1987, выпущено Dischord, 1997]
В музыкальных экспериментах эта группа ушла дальше всех коллективов революционного лета. Задающие тон и настроение бас с барабанами, нойзящие гитары, порой немного отодвинутые на задний план, и слегка отстраненные голоса дали какой-то хаотичный, но внутренне слаженный и гармоничный звук. Guy Picciotto со товарищи знали, что панк не нуждается ни в каких рамках и границах, и сочинили несколько по-настоящему новаторских для своего времени песен. Все они [общим числом 21] были записаны вживую, и, я думаю, студийная запись никогда бы не передала ни драйва, ни атмосферы этой великолепной, интересной и самобытной музыки. Fugazi, где, помимо Picciotto, заиграл и барабанщик Happy Go Licky — Brendan Canty, использовали часть наработок этой группы в своем творчестве.
The Hated “No More We Cry” 7” [Vermin Scum, 1985], “What Was Behind” [записано в 1986, выпущено Vermin Scum, 1992] “Like The Days” 2×7” [Vermin Scum, 1987], “Every Song” [Vermin Scum, 1989]
Эта группа обитала в Мэриленде, что недалеко от Вашингтона, и по духу полностью соответствовала революционному лету, поэтому и запихнем их в этот раздел. Проделав путь от мелодичного хк-панка до более сложной музыки, они добились статуса культовой эмо-группы. Практически любой эморок коллектив в той или иной степени испытал на себе влияния The Hated. Немного грустная атмосфера, лиричные и красивые мелодии – такой была их музыка. В то время так не играл почти никто. В их первых работах еще чувствовалось влияние панк-хардкора, но звук уже был очень самобытным и нестандартным. А на альбоме “Every Song” они ушли от всех схем и традиций и сочинили 7 волшебных, нежных и замечательных песен. Единственным недостатком этой записи является немного слабоватый вокал, но великолепная музыка искупает все. Кроме того, они замутили лейбл, где помимо себя выпускали своих соседей и друзей Moss Icon – непревзойденных королей эмо.
Moss Icon “Greta Garbo” 7” [Vermin Scum, 1988], “Mahpiua Luta” 7” [Vermin Scum, 1989], split LP w/ Silver Bearing [Vermin Scum, 1991], “It Disappears” LP [Vermin Scum/Ebullition, 1993], “Lyburnum” LP [записано в конце 80-х, Vermiform, 1994]
Еще одна группа из Мериленда, вдохновленная «революционным летом» соседнего Вашингтона и оставившая самый яркий и влиятельный след в истории эмо. В их ранних работах еще слышны отголоски простого и напористого хардкора, но уже первая семерка звучит совершенно оригинально. Загадочные мелодии и настроения, грусть и отчаяние, искренний крик вокалиста… О вокале надо сказать особо. Именно Moss Icon ввели в обращение «разговорный жанр» — порой вокалист просто неторопливо зачитывал или, точнее, рассказывал свои месседжи под неспешный и атмосферный аккомпанемент инструментов. Иногда он срывался на истерику, и его примеру следовали и музыканты. Большая часть их наследия была выпущена лишь несколько лет спустя после записи, что вообще свойственно группам, опережавшим время. В этой музыке отражалась жизнь, со всеми ее переживаниями, взлетами и падениями.
— подонок икс