90-е были очень интересным, противоречивым и неоднозначным временем для хардкорпанка. Музыка сильно изменилась, в эти годы почти не было доминировавшего в конце 80-х юфкрю — данный стиль возродился только во второй половине десятилетия. На смену олдскулу пришли ньюскул и эмо в различных их вариантах. Это не значит, что не было быстрых групп, они существовали, и именно в начале 90-х возник пауэрвайленес, но все же это время на американской сцене запомнится именно как период господства эмокора и ньюскула. Последний, в свою очередь, был не очень однородным, в его рамки укладывались как очень металлизированные, так и почти лишенные влияний металла группы. Сейчас я не буду охватывать все характерные для 90-х стили, а сосредоточусь только на ньюскуле/металкоре. Это вовсе не означает, что ньюскул-сцена была обособлена, просто мешать все стили в кашу неохота.
Метал стал проникать в хардкор еще в середине 80-х, что дало нам кроссовер, который тогда иногда называли металкором. Нюёрский хк весьма быстро обметалился, и во многих группах из этого города в конце 80-х отчетливо прослушивался металец. Но новое десятилетие принесло новое понимание термина «металкор» и ввело его в широкий оборот.
В начале 90-х метал дал совершенно другое направление развитию хардкора. Музыка новых групп была намного жестче, плотнее и резче, чем кроссовер, она строилась уже на других рифах и ходах. Места для соляков и скучных партий не осталось, была только агрессия и злость. Постепенно, с каждым годом группы играли все более металлизированно и тяжело. В 1990-92 годах такой звук только начинал формироваться, и окончательно сложился к 93-94-му. Характерные рифы металкора получили шутливое наименование «чуга-чуга». В начале этого периода еще было много групп, которых метал коснулся не очень сильно, но в которых от олдскула музыкально не осталось ничего. Это то, что принято называть просто ньюскул-хк. Его более металлизированный вариант определяется как металкор, хотя про любую металкор-команду можно сказать: «ньюскул» — и это не будет ошибкой. Просто ньюскул несколько более широкое и общее понятие. К середине 90-х металлизация возросла и коснулась уже всех групп, и термины «ньюскул» и «металкор» стали полными синонимами.
К концу десятилетия классический саунд медленно, но верно стал исчезать и в начале 21-го века канул в лету, так как музыка стала абсолютно метальной и уже с трудом тянула на «металкор», потому что потеряла «кор». Ньюскул/металкор всегда ассоциируется со стрэйт-эджем, и действительно, почти все группы этого периода были схе. Более того, металкор нередко ассоциируется с хардлайном и милитант веган-схе темами. Это тоже отчасти верно, так как в середине 90-х многие группы занимали кто более, кто менее, но воинствующую позицию в этих вопросах. Тем не менее, именно хардлайн групп было не так уж много, просто они очень активно продвигали свои идеи и создавали видимость большой активности. Большинство же групп относились к этому движению отрицательно. Хотя, действительно, почти все музыканты почти всех групп были веганами. Но это просто было знаком времени: тема прав животных прочно завладела умами молодежи.
Кроме того, это было время, когда хардкор ушел в андегрануд по сравнению с концом 80-х. Да, отдельные группы обосновались на мейджорах, но в 80-е таких было больше, да и вообще популярность хк заметно упала. Отчасти из-за того, что изменилась музыка и все старые популярные группы развалились, отчасти из-за того, что связь с панк-сценой на время была основательно ослаблена. Но связь с некоторыми панк-принципами, такими, как, например, DIY, была крепка, как в самом начале 80-х. Ньюскул ребята не только свято верили в свои идеи, но и были убеждены, что никто кроме них воплотить их не сможет и всего они должны добиваться сами. В это время возникло немало очень интересных лэйблов, некоторые из которых дожили до наших дней и развились чуть не уровня мэйджоров. Другие прекратили свое существование, а какие-то по-прежнему остались скромными DIY конторами, до сих пор выпускающими крутую музыку.
Обзор записей этой эпохи в целом структурирован в хронологической последовательности. На мой взгляд, это логично, так как изменения, происходившие в музыке, шли постепенно, и интересней проследить, как звук 90-го года менялся к 94-му и далее, нежели рассматривать группы в их территориальной принадлежности, что было сделано с хардкором начала 80-х. Опять-таки, я не буду претендовать на всесторонность этого обзора и его абсолютную объективность. Какие-то крутые группы и альбомы не попадут в него — просто потому что я их не слышал, забыл или поленился написать. Кроме того, я не стал писать про nyhc 90-х, потому что он все же был еще прилично связан с концом 80-х, и вообще этот стиль стоит рассматривать отдельно. Так же могут быть некоторые неточности в датах выхода релизов, так как информации об этом периоде осталось очень мало, значительно меньше, чем о 80-х, как бы странно это ни звучало. Ладно, хватит болтовни, перейдем к делу.
Burn s/t 7″ [Revelation, 1990], «Last Great Sea» 7″ [записано в 1992, выпущено Revelation в 2002]
В конце 80-х — начале 90-х новые люди стали играть новую музыку. Одними из первых за рамки традиций рискнули выйти Burn — и вышли дальше всех на тот момент. Их музыка не была похожа ни на что. Интересная и совершенно непредсказуемая, нестандартная структура песен, металлизированные рифы, самобытные и очень удивительные мелодии, неповторимый вокал… При этом они сохранили мощь, характерную нюёрскому хк, если не сказать, что даже увеличили ее. Медленные и сокрушительные куски открыли новую страницу в панк-хк. Вскоре так начнут играть все, но пока это было в новинку, и эта группа устанавливала новые стандарты, стандарты новой школы. В будущем никто никогда не звучал так, как Burn, потому что они добились неповторимого саунда. Но этот их звук вдохновил многие группы на дальнейшие поиски.
Unbroken «You Won’t Be Back» 7″ [New Age, 1992], split 7″ w/ Groundwork [Bloodlink, 1993], «Ritual» LP [New Age, 1993], «Life.Love.Regret» LP [New Age, 1994] «And/ Fall On Proverb» 7″ [31G, 1995]
Эта группа записала лучший металкор альбом всех времен и народов и никто никогда не сумел приблизиться к Life.Love.Regret. Настолько жесткой, острой, эмоциональной, пронзительной получилась эта запись. В ней все совершенно, и в каждом звуке каждого инструмента чувствует биение пульса музыкантов, вложивших все в эти песни. Как будто завтра они умрут и им уже нечего терять. Классические чуга-чуга гитары наносили сокрушительный удар по перепонкам, вокалист рвал глотку, иногда переходя чуть не на шепот, чтобы вновь сорваться в истерике, на бэках парни орали сквозь слезы — настолько сильно они переживали свои песни. И каждая композиция была неповторима и интересна. Это самая мощная и эмоционально насыщенная пластинка, которую мне доводилось слышать. Только глухого она может оставить равнодушным. Другой их альбом и несколько семерок обычно не вспоминают, и они как-то остались в тени Life.Love.Regret, но на самом деле не заслуженно. Все релизы этой группы были классными, просто один из них был абсолютно велик, а другие всего лишь хорошими.
Integrity «Those Who Fear Tomorrow» LP [Dutch East, 1991]
91-й год окончательно перевернул хардкор. И группа Integrity дала этому перевороту основной толчок. Начав в конце 80-х со злобного хк, к началу 90-х эта группа изобрела свой собственный, неповторимый стиль. Мрачная апокалиптичная лирика, очень металлизированный звук, обилие убойно медленных кусков и соляки убили хардкор полностью. И до них разные группы уходили в метал, но так и настолько необычно — никто. Не имея уже по сути ничего от хардкора, они в тоже время не были и металлом в традиционном смысле. Это была невероятная для того времени музыка — злая, тяжелая, мощная, с гнетущей и почти мистической атмосферой. Хрипло-орущий голос Двида мог навести панику на кого угодно, а соляки Мельника заставляли молодежь в удивлении хлопать глазами — так в хк играть не умели и даже не пробовали. Выпустив этот эпохальный и шедевральный альбом, группа на несколько лет затаилась, отметившись парой сплитов, но в середине 90-х выпустила еще несколько отличных альбомов и существует до сих пор, хотя уже далеко не в сильнейшем составе.
Downcast s/t 7″ [Ebullition, 1990], s/t LP [Ebullition, 1991]
Downcast были не только первой группой на эбулишне, но и одним из самых необычных и неповторимых коллективов своего времени. Они, конечно, в большей степени повлияли на хаотичную музыку и эмо, нежели на традиционный ньюскул/металкор, но не упомянуть их и по отношению к этим жанрам тоже нельзя. Странная, диссонансная музыка с острыми и сокрушительными гитарами, тяжелыми замедлениями и крикливым вокалом, несомненно, оказала влияние на развитие и металкора. Их рифы дали пищу для размышления очень многим группам, ни одна из которых, правда, потом не звучала в таком духе, но немало ребят явно за основу брали ходы, впервые использованные этим замечательным коллективом.
Forced Down «Rise» 7″ [Vinyl Communications / Down Side, 1990], «Stifle» 2×7″ [Vinyl Communications / Down Side, 1990]
Достаточно резкая, но в тоже время не особо агрессивная и весьма мелодичная музыка Forced Down была классическим образцом не сильно метального ньюскула начала 90-х. Не злой, но свежий и прикольный вокал, средний темп, четкие гитарные партии и проигрыши сделали их неспешные песни, с одной стороны, в чем-то традиционными для того времени, с другой — непохожими и выделявшимися на фоне других. Может, потому, что их звук был не таким плотным и монолитным и разбивался некоторыми хаотичными гитарными ходами. А может, просто потому, что тогда группы не боялись экспериментировать и уходить от схем. В музыке Forced Down можно найти влияния мелодичного вашингтонского хк, но все равно это была очень самобытная группа.
Flagman «Restraint» 7″ [Watermark, 1991], «Tone» 7″ [1994]
Влияние мелодичного вашингтонского хардкора середины 80-х [типа Dag Nasty] на в начале 90-х было не столь сильным, но некоторые группы продолжали развиваться в подобном ключе. Одним из таких коллективов был Flagman. Не злой, но проникновенный вокал, красивая и гармоничная музыка, в целом небыстрая, иногда даже медленная, с не очень тяжелыми рифами, которые в то же время не были сопливыми и сладкими, приятные мелодии и какая-то общая грустноватая атмосфера [не мрачная и не депрессивная, но и не такая лихая, как у юфкрю] — такими были эти ребята. Эта была та немногочисленная сторона ньюскула, которая избежала серьезных влияний метала, но без которой понятие новой школы будет сильно неполным. Не агрессивная и приятная, музыка этого коллектива, тем не менее, была энергична. Последняя семерка стала более лиричной и пост-хардкоровой по звуку и тоже была отличной.
Encounter «Lost» 7″ [Redemption Records, 1991]
В самом начале 90-х звук большинства групп еще не успел сильно металлизироваться, и потому многие записи этого периода звучат сегодня так уникально. Ритмичная и среднетемповая, с хорошими мелодиями, не агрессивным, но не ноющим или плаксивым вокалом, музыка Encounter как нельзя лучше передавала настроение тех лет. С классическими небыстрыми и подвешенными рифами, которые последующие группы ометаллят и сделают очень злобными. Пока же они звучат не так сурово, но это вовсе не значит, что в них нет мощи и энергетики. Они есть, и солидные. Но в них еще немного другое настроение. Это была одна из тех групп, при прослушивании которых не возникает желания пойти расфигачить макдональдц, а под которые просто приятно задуматься о жизни. Просуществовав всего год и выпустив замечательную семерку на лейбле вокалиста, этот коллектив бесследно исчез, став одной из тех полумистических групп начала 90-х, которые отметились одним релизом и канули в лету. Но забывать эти группы никак нельзя, более того, их надо знать, чтобы понимать, откуда растут ноги у музыки 90-х.
Outspoken «Current» mCD [New Age, 1994]
Начав в 90-м с еще достаточно традиционного молодежного хк, эта группа затем выпустила ужасно дерьмовый альбом, за который им всегда будет стыдно. Тем не менее, ребята не отчаялись и, поработав над собой, записали абсолютно офигенный и неповторимый Current. Одновременно мелодичные и мощные, грустные и напористые, эти песни стали бессмертной классикой 90-х. Великолепные гитары, переходящие с жестких рифов на нежные мелодии, отчетливый и звонкий бас, странный, как будто отдаленный вокал, истошные крики на бэке, смелая и интересная структура композиций с отличными переходами навсегда заработали этому релизу место в зале славы. Не будучи сильно металлизированными, Outspoken смогли добиться на этой записи звука, по мощи ничуть не уступающего тогдашнему все сокрушавшему металкору. В прошлом году вышла их дискография, на которой случился ремастеринг неудачного альбома, вдохнувший в него новую жизнь. Так что вариант 2005 года тоже стоит проверить.
Stand To Reason «It Tears» 7″ [Conviction, 1991]
Одна из ранних злобных схе-группировок. Металец еще только начинал проникать в их музыку, и в целом они играли достаточно быстро на фоне большинства современников. Но все же в гитарных рифах уже было что-то новое, какая-то новая мощь, они звучали уже не как в 80-е. Вокал был пропитан злобой и верой в стрэйт эдж. В целом, Stand To Reason как раз стояли на мостике между агрессивным олдскулом в позднем нюёрском духе и зарождавшимся металлизированным ньюскулом.
No Escape demo ’90, split w/ Turning Point [Temperance Records, 1991], «Just Except It» [дискография]
Одна из самых первых классических мош-металкоргрупп. Тяжелые и мощные рифы, агрессивный ревущий вокал, замедления, во время которых гитары уходят в условно мелодичные проигрыши, после чего снова начинают резать воздух своим напором… Их сплит с Turning Point стал знаковым релизом. Начавшие с простого юфкрю TP, дошли до сильного мелодичного хк и вскоре исчезли — им на смену пришла новая, злая металлизированная музыка. Медленная, но резко ритмичная, эта музыка была сокрушительной силой. Мрачная и давящая, она уже не имела ничего общего с юфкрю, из которого выросла [не музыкально, а фактически, так как все эти люди пришли в хк с волной юфкрю во второй половине 80-х]. Это было новое слово в хардкоре. Влияние No Escape на дальнейший хк было огромным.
Conviction «A Question Of Commitment» 7″ [Smorgasbord Records, 1991], s/t 7″ [Watermark, 1993]
В самом начале 90-х это была одна из самых злых и тяжелых групп. Убойная, с очень агрессивными и жирными гитарными рифами, наглым вокалом, сильным басом, выпирающим на передний план, эта музыка устанавливала рамки ньюскула. Более скоростные куски в духе мрачных нюёрских групп сменялись медленными и мощными проигрышами, в которых гитары выдавали ставшие вскоре классическими мош-проигрыши. Их первая семерка — это супер образец того, как начинал металлизироваться хардкор. Вторая семерка стала еще металлизированней и медленней, хотя запись на ней не такая громкая и сильная. Тем не менее, это тоже классика, в музыкальном плане это даже более характерный металкор. Я не очень в курсе всех их релизов, но пару лет назад была выпущена полная дискография «Kill It», которая является основополагающей и обязательной для ознакомления. Затем эти люди играли во многих известных группах и некоторые, вроде, продолжают до сих пор.
Edgewise «Silent Rage» 7″ [Smorgasbord Records, 1990]
В 90-м году мрачный и металлизированный ньюскул был абсолютно новой вещью и Edgewise являлись одной из тех редких групп, кто раньше других пришел к такому стилю. В их музыке еще сохранились некоторые элементы старого хк, например быстрые куски. Но они уже отходили в сторону на фоне нового звука. Напор и мощь гитар, суровый вокал, медленные качовые партии постепенно вытесняли олдскул. И хотя их первая семерка была еще вполне заводной, она уже оставила славные 80-е бесконечно далеко позади. В музыке Edgewise было что-то зловещее, тот элемент, который будет так характерен для кливлендской сцены 90-х. В 2003 году вышла дискография, где, вроде, представлены все их релизы.
Raid «Words Of War» 7″ [Hardline Records, 1990]
Вот мы и добрались до хардлайнеров. И если веган райх быстро ушли в ислам и вообще играли дерьмовую музыку, то Raid свой радикальный месседж подкрепляли действительно мощной музыкой. Сокрушительные, жжжжжжж-рифы их первой семерки стали откровением для многих. Медленные, злобные и вышибающие всю дурь куски дали просраться многим, причем так сильно, что вскоре хардлайн набрал популярность и приобрел немало последователей. Все это движение было вдохновлено именно музыкой Raid, так как придумавшая фишку группа веган райх музыкально вдохновить не могла никого. Это как раз тот случай, про который можно сказать: «music is a weapon!» Хотя они призывали использовать и другое оружие. Предельно злые тексты с энимал либерэйшн, про-лайф, милитант схе направленностью раскололи хк сцену и до сих пор многие считают Raid идиотами и фашистами. Тем не менее, без них не было бы металкора 90-х, по крайней мере, он точно был бы другим и явно — не таким крутым. Несмотря на всю крутизну их ньюскул творчества, мне все же больше всего нравится песня Overcome, видимо, первое их сочинение, выдержанное в стиле фастэзфактреш. Да и вообще их первое, еще более-менее олдскульное демо тоже весьма хитовая штука. Но в памяти они останутся с другими песнями. Vegan Power!
Statement «Prepare For Battle» 7″ [Hardline Records, 1990], «Vegan Inquisition» 7″ [Unreleased]
Одна из первых хардлайн групп. Значительно более металлизированная, чем Raid, быть может, даже слегка опередившая в металлизированности время. Но все же их музыке не хватало жесткости, которая будет у более поздних групп, и которая была у Raid. Они звучат вяловато и скучновато по сравнению с современниками. Излишнее увлечение металлом пошло им во вред. Хотя нереализованная семерка выглядит достаточно мощно, даже несмотря на дурацкие соляки, которых там слишком много. Так или иначе, но помнить, что такая группа была, стоит.
Billingsgate «Reach Out» 7″ [Victory, 1990], «No Apologies» LP [Nemesis, 1991]
Это была вторая группа, выпущенная виктори рекордз, но примечательны они, конечно, не этим. Первая семерка еще не так далеко ушла от мелодичного, но напористого хк конца 80-х, и имела многие его характерные черты. Но появились уже и некоторые новые, особенно в гитарном звуке и ритмическом рисунке. В общем, это был хороший и интересный релиз. Выпущенный же через год альбом уже совсем ушел от олдскула, хотя нельзя сказать, чтоб сильно в сторону метала. Просто песни стали длиннее, медленнее, разнообразней в плане мелодики и интереснее. Вокал не был агрессивным, но это не лишало его напористости. Гитарные рифы были одновременно мелодичными и мощными. В музыкальном плане альбом был действительно хорошо продуман и достойно записан. Как и многие записи тех лет, он не был злобным, скорее даже немного лиричным, таким новым вариантом мелодичного хк, который просуществовал всего несколько лет, и уже в середине 90-х так не играли. Billingsgate фигачили в стиле, свободном от тотального давления метала, хотя некоторые влияния и имелись. Это был просто хороший ньюскул хк, отличный даже!
4 Walls Falling «Culture Shock» LP [Jade Tree, 1991]
Еще одной группой, игравшей новый, сильно отличавшийся от олдскула, но не особо металлизированный хардкор были 4 Walls Falling. Первая их семерка вышла еще в 89-м и сразу заложила основы их самобытного, ритмичного саунда. Мощная музыка, сочетавшая юфкрю с новыми элементами, и политизированная лирика быстро обратили на себя внимание. На мой взгляд, это их лучший релиз и один из лучших релизов второй половины 80-х вообще. Но все же в историю они вошли благодаря альбому Culture Shock, который и по времени, и по духу принадлежит уже 90-м. Более медленный, и уже более металлизированный, с очень крутым, прикольным вокалом, этот релиз все еще нес молодежный задор, но выражал его в несколько изменившейся музыке. Хотя сингалонги остались, но обилие медленных проигрышей, жирных, резких и раскачивающих рифов никак не вписывались в старые представления о хк. Мало кто в начале 90-х смог добиться такого мощного звука. В 92 году на Redemption Records они выпустили еще одну семерку, но она оказалась уже не такой мощной, так как музыка пошла в мелодичные эксперименты. Хотя послушать интересно.
Iceburn s/t 7″ [Victory, 1991], «Firon» LP [Victory, 1992]
Наверно, обзор ньюскула будет совершенно неполным без этой странной и необычной группы. Iceburn играли нестандартную, тягучую, но весьма мелодичную, в меру метальную музыку, с очень звонким басом, достаточно жесткими и ясными рифами и нетрадиционно высоким вокалом — этот парень то протяжно пел, то просто говорил. Не очень злая, но весьма убедительная и мощная, их музыка по сути так и не нашла последователей — кто-то ушел дальше в метал, кто-то продолжал играть простой ньюскул. А эти ребята все глубже погружались в различные эксперименты, что обеспечило им неповторимость. И то, что сегодня их так редко вспоминают, говорит вовсе не о том, что у Iceburn плохая музыка, а лишь о том, что надо тренировать память.
Worlds Collide s/t 7″ [Victory, 1992], «All Hope Abandon» [Lost & Found, 1994]
В начале 90-х Вашингтон был прочно захвачен экспериментальными группами, дисхордом и тому подобными движухами. Тем не менее, и там появились ребята, обратившие свои взоры на металкор. Первые записи Worlds Collide относятся к 90-му году, и пот тем временам звучат исключительно новаторски [выпущены были лостэндфаундом под названием «Pain Is Temporary…»]. Плотные метальные рифы, длинные, тягучие и не особо быстрые песни тогда еще были в диковинку. Несмотря на достаточно мрачную музыку, вокал был не шибко злым, что в целом несколько смягчало всю атмосферу. Интересная и необычная музыка дополнялась активной жизненной позицией музыкантов. Worlds Collide по праву можно признать одними из пионеров металкора, хотя потом никто не звучал так, как они — эти парни нашли свой какой-то специальный звук. Это не отменяет их влияния на более поздние группы, так как их рифы и идеи можно встретить в творчестве очень многих коллективов.
Mean Season «Bleed To Me» 7″ [New Age, 1992], «Grace» CD [New Age, 1995]
Их семерка оказала большое влияние практически на все ньюскул/металкор группы первой половины 90-х. Для 92 года она звучала очень свежо. Эмоциональная, местами мелодичная и в тоже время мощная, металлизированная музыка с рифами, которые скоро станут стандартами, быстро снискала любовь хк-молодежи. Пусть это были не самые злые, плотные или жесткие песни, но в них отчетливо проявились элементы, которые взяли на вооружение многие группы, начавшие свой путь примерно в то же время или чуть позже. Альбома пришлось ждать аж три года. Музыка стала мрачней, тяжелей и жестче. Вся атмосфера была какой-то зловещей. Это получился хороший и интересный релиз, со всеми характерными для металкора того времени фишками, но достаточно самостоятельный и узнаваемый.
Framework «Gatekeeper» 7″ [1992], «Justice Coming» 7″ [1992]
Впечатлившись Raid’ом, эти ребята стали провозлашать веган схё пауэр, но в музыкальном плане были не такими агрессивными. Скорее даже немного мелодичными, но все же не так, как многие коллективы тех лет, не успевшие еще окончательно уйти в злобный металкор. В небыстрой, тягучей, но весьма мощной музыке Framework влияние метальца прослушивается отчетливо. По крайней мере, характерные гитарные рифы у них есть, и в будущем с них изрядно подсняли. Правда, странно на фоне злобного месседжа и в целом серьезной музыки выглядит вяловато-добрый вокал. Если бы этот парень орал во всю глотку, то команда обладала бы большей силой. Но даже несмотря на некоторую сопливость вокалиста и время от времени появляющиеся лирические отступления в музыке, группа звучит весьма убедительно. А отход от прямолинейной агрессии даже делает музыку вполне интересной. Конечно, это не самая крутая группа тех лет, но помнить ее нужно — и не только из-за того, что после распада в 92-м, кое-кто ушел в эрс крайзис продолжать пропаганду веганизма
Struggle s/t 7″ [Ebullition, 1992], split 7″ w/ Undertow [Bloodlink, 1992], s/t 12″ [Ebullition, 1993]
Поменяв музыку, харкдор не поменял своей сути и остался частью панка. Struggle были одной из первых политизированных анархо-групп, заигравших металкор. Злой, орущий вокал, жесткие и суровые рифы, то быстрый, то средний темп, усиливающий раскачку этих рифов, быстро сделали этих ребят одним из самых агрессивных и тяжелых коллективов на американской сцене. Даже, несмотря на то, что у них сохранились быстрые куски, Struggle уже так далеко ушли от олдскула, что, кроме месседжа и духа, их не связывало ничего. Это 100-процентная классика металкора, того, в котором бьется пламя панка и про который говорят «more than music».
Dive «Force Five» 7″ [Evolution Records, 1992]
Бостон в начале 90-х был не очень заметной единицей на карте американского ньюскул-хк. Но как минимум одна очень крутая группа, помимо Converge, там была. Dive играли мрачную, металлизированную, немного хаотичную музыку, чем-то напоминавшую Downcast, но в более метальном варианте. Переходы с медленных частей на очень быстрые, орущий вокал, достаточно жесткие рифы — получалось круто. Они смогли как-то дистанцироваться в музыкальном плане от традиционного металкора и играли весьма самобытно, оставаясь при этом в рамках жанра.
Undertow split 7″ w/ Struggle [Bloodlink, 1992], «Stalemate» mCD [Excursion, 1993], «At Both Ends» LP [Excursion, 1994], «Control» mCD [Overkill, 1995]
Одна из самых почитаемых и известных ньюскул групп первой половины 90-х. Агрессивная, тяжелая и бойкая музыка Undertow стала одним из эталонов хардкора 90-х. Мощные и жесткие, очень плотные, срубающие все гитарные рифы, истошный вокал, сильный басс, четкие ритмы — все, что можно было придумать классического, это группа довела до совершенства. Страсть так и рвется из этих звуков. При этом, они не были так сильно металлизированы, как подавляющее большинство групп середины 90-х, но из современников только Unbroken могли сравниться с ними по мощи. Да сегодня их записи звучат сильнее 99,99 % любой нынешней музыки.
Ressurrection «I Refuse» CD [New Age, 1994]
Медленная, с в меру металлизированными, четкими гитарами, запоминающимся и неповторимым вокалом Роба Фиша музыка Ressurrection дает отличное представление, каким был ньюскул в начале 90-х. Свежим, необычным, интересным, смелым, страстным. Чередования более спокойных, в чем-то мелодичных рифов и резких, напористых, сделали эту пластинку очень эмоциональной. В принципе Ressurrection не были ни на кого похожи, как и затем никто не был похож на них. Разве что только 108, куда Роб перебрался в 93, переняли что-то у этой группы. Эта запись была сделана в 92-м году, но выпустили ее только в 94-м.
Starkweather «Crossbearer» LP [Harvest, 1992], «Into The Wire» CD [Edison, 1995]
Это была одна из самых экспериментальных и разнообразных металкор групп начала — середины 90-х. Они образовались в начале 90-го года и сразу начали терроризировать сцену. Правда, их первый альбом вышел только через три года, кстати — на лейбле чувака из Edgewise. Starkweather умело сочетали жесткие и плотные рифы и осатаневший, хрипящий вокал с по-своему мелодичными кусками, самобытными гитарными партиями и различными вокальными интерпретациями. Их музыка никогда не поднималась даже до среднего темпа, всегда оставаясь очень медленной, отчего становилась исключительно мрачной и давящей. Несмотря на это, благодаря сложным и необычным даже для ньюскула структурам песен они звучали совсем нескучно. Из всех групп своего времени они, возможно, дальше всех ушли от хк, открыв широкие горизонты метала и прочей музыки будущим поколениям хк-ребят. Потом они выпустили еще некоторое количество релизов, а в прошлом году замутили реюнион и новый альбом.
Earth Crisis «All Out War» 7″ [Conviction, 1992], demo ’93, «Firestorm» 7″ [Victory, 1993], «Destroy The Machine» CD [Victory, 1995]
Самая известная группа этого поколения, полностью изменившая лицо хардкора. Не будем сейчас обсуждать, в лучшую или худшую сторону, так как это уже не имеет значения. Избрав своей миссией пропаганду вёган схё идей, они встали на сторону самых радикальных представителей этого лайфстайла — то есть хардлайнеров. Чем, конечно, снискали любовь одних и ненависть других. С годами юношеский максимализм прошел, но эти люди по прежнему верны веганэджу, за что их рекомендуется уважать, ибо большинство кричавших об этом в начале 90-х сейчас едят барбекю, например. Так же их стоит уважать за несколько первых релизов, которые, действительно были хороши и впечатляющи. Первая семерка оказалась еще не такой бескомпромиссной и агрессивной, как последующие работы, хотя сказать, что она получилась слабой, нельзя. Просто и вокал, и музыка были чуть мягче, чем те, которые их прославили и вдохновили стольких на следование идеям энимал либерейшн и т. п. Но уже на демо 93 года мы имеем очень жесткие, напористые, режущие по живому ритмы, орущий вокал и мощь. Все это стало классическими элементами металкора. К концу 90-х музыка этой группы изменилась до мазафаки, что, однако, не отменяет величия ранних записей.
Line Drive «The Few…» 7″ [New Start, 1992], «Lead On» 7″ [1124 Records, 1993]
Существовавшая с 91-й по 95-й годы, это группа являла классический пример раннего металкора. С острыми, качающими рифами, активным вокалом, который периодически чуть успокаивается, чтобы вскоре снова выстрелить злобой. Умело держа баланс между металлом и хк, Line Drive записали две отличные семерки. Мощная и настырная, их музыка переходила от средних темпов к медленным. Гитары подвешивали столь характерные джи-джи-джи и продолжали атаковать дальше. Звонкий бас выбивался вперед, что создавало сегодня уже не встречающийся стайл. Первая семерка была чуть мелодичнее, вторая — агрессивней и более в мош-ключе. Я бы даже сказал, что это была — 100% веганмош классика. Песня Driftnet, вообще, один из эталонов ньюскула/металкора, на мой взгляд. Они записали и еще одну семерку, но она так и не была выпущена и, к сожалению, я пока не сумел найти эту запись. Ходили, правда, слухи о дискографии, но так слухами и остались.
Oversight «After This Day» 7″ [Conquer The World, 1992]
Первая группа пользовавшегося не очень доброй славой, но успевшего выпустить несколько классических релизов лейбла Conquer The World. Небыстрая, средне металлизированная музыка с неагрессивным, пытающимся петь вокалом, слегка даже мелодичными гитарами, которые, правда, не гнушаются и более жестких рифов. Не самый выдающийся коллектив тех лет, но достаточно интересный и характерный для своего времени. В общем, вполне дельный ньюскул.
Groundwork «Living in Fear» 7″ [Bloodlink, 1992], split 7″ w/ Unbroken [Bloodlink, 1993], «Today We Will Not Be Invisible Nor Silent» CD [дискография, Bloodlink, 1995]
Эти чуваки едва ли не первыми стали играть столь популярный сегодня хаотичный, эмоциональный металкор. Уже в начале 90-х они фигачили очень необычную, непредсказуемую, страстную музыку, с резкими, острыми рифами, сбивчатыми ритмами, кричащим вокалом и странными мелодиями. Их сложно четко отнести к какому-то отдельному поджанру, в них было что-то от эмокора, что-то от металкора — в итоге получилось очень самобытно и круто.
Strife «One Truth» CD [Victory, 1994], «In This Defiance» CD [Victory, 1997]
В 90-е годы Strife наделали много шума и стали одним из лидеров схе-пропаганды. Присутствие этой группы в данном обзоре может кому-то показаться странным, так как Strife в последнее время нечасто воспринимается как ньюскул-коллектив. И действительно, они были менее металлизированы, чем их современники, играли быстрее и имели немало черт от хардкора конца 80-х. Но все же это была уже новая школа. В их музыке уже есть характерные ньюскульные штучки, хотя присутсвуют и отголоски прошлого, особенно Judge. Можно даже сказать, что это был такой адаптированный к изменившимся музыкальным стандартам вариант Judge.
Overcast «Bleed Into One» 7″ [Edison, 1992] «Expectational Dilution» CD [Edison, 1994]
Почему-то я никогда особо не обращал внимания на эту группу. Наряду со Starkweather они были одним из самых далеко ушедших в метал коллективов первой волны металкора. Правда, в отличие от филадельфийцев, Overcast не гнушались и быстрых кусков. Так же они не брезговали мелодичными местами с чистым вокалом, что, конечно, в 21-м веке было подснято бесчисленным множеством групп. В целом, они играли весьма мощный музон, с обилием классических джи-джи-джи рифов и при этом умели разнообразить песни всякими необычными для тех лет вставками.
108 «Songs Of Separation» CD [Equal Vision, 1994], «Threefold Misery» CD [Lost & Found, 1996]
Связь Кришны с хк началась с легендарной группы Cro-Mags, продолжилась в YOT и Shelter и достигла пика в первой половине 90-х. Из некоторого числа американских кришнакор коллективов тех лет лучшим, и, пожалуй, даже единственным действительно хорошим были 108. Первый их альбом [«Holyname»] был достаточно странным, но второй — «Songs Of Separation» — шедевр. Очень мощные гитары с металлизированными рифами и редкими, но до глубины души пронзительными соло, неповторимый вокал Роба Фиша, нестандартная и заставляющая задуматься лирика, разнообразные и интересные песни — этим данная запись застолбила себе место в истории. В музыкальном плане это было одно из лучших достижений ньюскула. Не будучи мрачной, тем не менее, это была очень жесткая музыка, бросавшая вызов! Третий альбом выдержан несколько в ином ключе. Звук стал не таким резким, более хаотичным, но не менее интересным и напряженным.
Chokehold demo ’93, «Prison Of Hope» LP [Conquer The World, 1993], «Instilled» 7″ [Bloodlink, 1994], «Content With Dying» LP [Bloodlink, 1995]
Одна из самых обсуждаемых и уважаемых групп начала — середины 90-х. Первая их семерка была ужасной, и ее можно отбросить. Зато уже демо 93-го года оказалось полнейшим пинком под зад! Злейшие, жесткие и жирные гитарные рифы, сурово вопящий вокал, очень медленные ритмы, время от времени срывающиеся на более быстрые куски — все это звучало по-настоящему устрашающе и сильно. Это был металкор в его самом замечательном виде. Агрессивный, мощный, предельно политизированный. Chokehold немного подводит качество записи, которое могло бы быть получше, пожалуй, на всех их релизах, но даже оно не может лишить эту музыку офигенной энергетики. Несмотря на активную веган-схё позицию, эти ребята яро выступали против хардлайна и даже однажды подрались прямо на сцене с Abnegation. Славное время, и славные группы!
Abnegation «Extinguish The Sickness» 7″ [Militant, 1994], «In the eye of the storm» 7″ [Our Struggle, 1995], «Sown In The Remains» 7″ [Catalyst, 1996]
Главная и самая радикальная хардлайн-группа середины 90-х. Начав с хорошего, злого и качового веган-металкора, очень тяжелого и сурового, они через несколько лет просрали и веганизм, и схе и стали играть дурацкий дэтметал/грайнд. Но их первые семерки в музыкальном плане были очень удачными и достойны внимания — особенно 1-я и 3-я. Про-лайф сингалонг в песни Birthright: «The fetus is alive» навсегда врезался мне в память. Все-таки хардлайнеры фигачили крутую музыку и представить себе металкор без них нельзя! Хотя, конечно, с их воинствующей позицией по многим вопросам соглашаться нельзя.
Dead Wait s/t 7″ [Life Sentence, 1994]
Одна из многих отличных, но забытых металкор групп начала — середины 90-х. По звуку — это самая что ни на есть классика веганмош-музыки. Злой, орущий вокал, тяжелые, плотные гитарные рифы, уже очень металлизированные, обилие качающих моментов и общая агрессивная атмосфера — все как надо. Плюс мощная запись. От этого коллектива мало что осталось, но их семерка, действительно, очень крута и дает отличное представление о том, каким был и должен быть металкор.
Canon s/t 7″ [Chapter, 1994]
Об этой формации тоже редко вспоминают, а если и говорят, то только потому, что в ней играл чувачок из известной и почитаемой эмо-группы Frail. Между тем, Canon являют собой классический пример металкора. Сокрушительные и пропитанные агрессией гитары, мощнейшие медленные мошкуски, проникновенно злой вокал, высокая степень металлизации звука. Я не знаю, есть ли у них песни, кроме 4 на этой семерке, но и этих достаточно для того, чтобы признать в них группу, не уступающую ни культуре, ни эрс крайзису, ни чокхолду. Ну и, разумеется, они были веганами.
Soulstice «Dark Hour» 7″ [Scorched Earth, 1994], «Raze The Earth» [Lifeforce, 1995]
94-95-й годы стали апогеем развития металкора. Именно в это время было выпущено большинство записей, которые сегодня воспринимаются как самый-самый класс. Soulstice как раз фигачили в этот период и отметились 2 хорошими релизами. Их нельзя назвать самой уж крутой группой тех лет, но на общем фоне они смотрелись достойно. Медленная, раскачивающая из стороны в сторону, полностью захваченная металлом музыка этого коллектива имела все классические атрибуты веган-металкора и была вполне хитовой, чтобы оставить по себе добрую память и звон в ушах.
Warcry «System Under Anguish» mCD [Precedent, 1994]
Хорошая группа из Индианаполиса. Эти ребята удачно соединяли в себе элементы злобного металкора и менее металлизированного ньюскула и находились где-то посередине. Хотя к тому моменту уже почти все тотально обметалились. Их музыка почему-то была мрачной, хотя, может, это просто особенности записи. А может, такое впечатление создается потому, что, по большей части, они играли ну очень медленно. С другой стороны, их песни совсем не кажутся занудными. Даже наоборот — иногда приятно неспешно покачать головой в такт подвешенному жжжжжж-рифу. Вокал был не очень злым, более характерным для самого начала 90-х, но это даже придавало некоторую изюминку. Бас, как водится, лез вперед, да и другие характерные для того времени штучки имелись.
Culture XXX 7″ [Shadow Records, 1994], «Born Of You» LP [Conquer The World, 1995], «Deforestation» 7″ [Catalyst, 1996], split CD w/ Kindred [Goodlife, 1998]
Наряду с эрс крайзис культура стала одной из главных и самых известных веган схё групп. Их тексты также имели агрессивный веган схе и экологический месседж, а музыка была сильно металлизированной, злой и тяжелой. Они в принципе не изобрели ничего нового, но отметились несколькими по-настоящему мощными релизами, которые для многих до сих пор служат вдохновением и являются эталоном металкора. Острые, цепляющие рифы, орущий вокал, отличные мош-замедления, страстная вера в свои идеи — что еще нужно для написания сокрушительных хитов в этом жанре? Вокалист и гитарист, уйдя из группы, замутили Morning Again — одну из основных металкор команд второй половины 90-х, уже совсем глубоко ушедшую в метал.
Strain «Driven/Second Coming» 7″ [Heart First, 1994], s/t mCD [Overkill, 1994], «Repetition» [Heart First, 1995], «Altar/Remorse» 7″ [Bacteria Sour, 1995], «Hear And Now» CD [New Age, 1996], «Our End» mCD [Heart First, 1996]
Если меня попросят назвать наиболее характерную ньюскул/металкор группу, то Strain явно одними из первых придут мне на ум. Мало кто мог сравниться с ними в мощи рифов и общей эмоциональной насыщенности музыки. Необычный, уже не встречающийся сегодня характер вокала, обилие плотных, разрушительных медленных моментов, классные перемены ритма и разумный баланс металлизации сделали этих канадских ребят мега-классиками жанра. Их песня Driven является одним из главных и непревзойденных хитов всего десятилетия.
Temperance «Searching For Silence» CD [Moo Cow, 1994], s/t 7″ [Conversion, 1995]
Редкий случай, когда группа сначала выпускает компакт, а потом семерку — обычно все бывает наоборот, но это не суть важно. Temperance играли хороший, мелодичный, самобытный ньюскул — и это главное. Влияния метала коснулись этого коллектива не так сильно, и этим они отличались от большинства современников. Это была интересная, достаточно лиричная, но весьма мощная музыка, в которой находилось место даже для акустических вставок. Вокал, как не трудно догадаться, был совсем не злым, рифы — не такими жесткими, но вполне убедительными, а темп — невысоким. Семерка оказалась несколько более металлизированной, но сохранила отличный фирменный стиль!
Lifer «Shroud» 7″ [Clear xxx Perception, 1995]
Одна из самых странных семерок тех лет и — одна из моих любимых! Две песни — классический металкор, веган пауэр мош, чуга-чуга гитары и т. д. Две — олдскул хк. Быстрый, заводной, с лихими подпевками и, кажется, даже про дружбу. Как такое уживалось в рамках одной группы, я не могу понять. Вообще в 95 году про олдскул только начинали вспоминать, да и то лишь редкие индивиды, а злобным милитант-веган-схе-хардлайн ребятам было глубоко пофигу на старый хардкор. Но, как оказалось, не всем! В общем, это была уникальная запись, с 4 отличными хитами в двух совершенно разных стилях.
Sevin «Heaven’s Deception» 7″ [Militant Records, 1995]
Как не сложно догадаться по названию лейбла, это была одна из многих воинствующих веган ххх групп. Как правило, для пропаганды веганского порядка такие ребята избирали металкор. Злой, с жесткими, качовыми рифами, агрессивным вокалом, медленный, чтобы дать возможность острее прочувствовать всю мощь гитар. Хотя в те годы подобной музыки имелось много, и в принципе все группы были в чем-то похожи друг на друга, все они были действительно крутыми, играли по-настоящему мощную музыку, сила которой увеличивалась благодаря безоглядной вере в идеи энимал либерейшн, что чувствуется буквально в каждом звуке.
Matewan s/t CD [Chapter, 1995]
Эта группа уже несколько отличалась от большинства современников. Тем, что они активно начали внедрять хаос в свою музыку. Через пару лет коллективы типа Botch прославят хаотичный металкор, а еще через пару-тройку годков он станет едва ли не самым модным жанром. Тогда же, в 95-м эта запись звучала очень свежо и интересно. Конечно, не Matewan были первопроходцами хаотичной музыки, но, тем не менее, они начали играть в таком ключе раньше большинства и, надо сказать, делали это отлично! Их диск — действительно очень классная вещь, которая многому научила группы конца 90-х. Потом кто-то из этих парней рубился в одной из главных веган-схе команд конца десятилетия — Another Victim.
Deadguy «Work Ethic» 7″ [1994], «Fixation on a Co-Worker» CD [Victory, 1995]
Наряду с Matewan это были пионеры хаотичного, нойзового и металлизированного звука. Эти парни добились гораздо большей известности, но не из-за того, что были круче, а просто потому, что попали на виктори. В музыкальном же плане это были две равноценно крутые группы. Deadguy играли позлей и потяжелей, их рифы были пожестче и в целом у них имелось больше медленных кусков. А так они тоже провозгласили величие хаоса. Пожалуй, их альбом оказался одной из самых влиятельных записей середины 90-х. Заслуженно.
Restrain «Armageddon» 7″ [Chapter, 1995]
Традиционная, но ничуть от этого не страдающая, веган-стрэйт эдж семерка. Мрачные и жирные рифы, злой вокал, невысока скорость. Все что и необходимо для моша и борьбы за права животных. В ряду множества подобных записей эта смотрится вполне достойно. Оформление сейчас выглядит весьма забавно: суровый чувачок в балахоне с крестами на руках и пистолетом застыл в опасной позе. Но тогда эти парни искренне верили в свою милитант веган схе революшн, и именно эта беззаветная вера делала их музыку такой мощной и искренней.
Converge «Caring And Killing» CD [записи 1991-95 гг., Hydra Head, 1998], «Petitioning The Empty Sky» CD [Equal Vision, 1996], «When Forever Comes Crashing» CD [Equal Vision, 1998]…
Наряду со Snapcase это одна из самых живучих групп первого поколения ньюскула/металкора [существуют до сих пор]. И одна из самых неповторимых. Кто-то скажет, что они ценны именно ранними записями, кто-то будет поклоняться их релизам 2000-х годов, для меня же главной их работой всегда будет Petitioning The Empty Sky. На самом деле, все мы окажемся, по-своему, правы, так как творчество этой группы надо рассматривать целиком и нельзя сказать, что какой-то из альбомов круче — они все интересны и хороши. Несомненно, эти ребята одними из первых привнесли в хк хаос, математику, тотальную металлизацию и нойзовость, и в этом, пожалуй, их основная заслуга.
Clear «The Sickness Must End» mCD [Life Sentence, 1996]
Переходы вокалиста с разговора на злейшие крики, разрушительные и жесточайшие рифы, средний темп, в котором эти гитарные партии становятся еще мощней, редкие, но удачные мелодично-лиричные вставки, разбавляющие бесконечную ярость — такой была музыка Clear. Вторая половина 90-х четко определила, что на голой агрессии уже далеко не уедешь и надо обогащать музыку каким-то интересными ходами. Хотя у этой группы их было еще не так много и, по сути, все они встречались и раньше, но звучали эти парни уже несколько разнообразней и интересней большинства групп первой половины десятилетия. При этом они смоги добиться этого без тотального ухода в метал, чего не удалось избежать многим другим. Очень сильная вещь!
Tripface «Some Part Sorrow» [Exit Records, 1996]
Первая семерка Tripface, существовавших еще с 92-го года, почему-то так и не была выпущена, поэтому судить об этой группе можно лишь по альбому 96-го года. А он был очень крутым. Среднетемповая, драйвовая музыка, с сильными и мощными рифами была не такой металлизированной, как у большинства команд к тому времени. Метала, конечно, там хватало с лихвой, но его давление было не таким явным. Это делало звук только интересней и отличало от все более утопавших в метал-дебрях современников. Пожалуй, это один из самых недооцениваемых металкор-альбомов 90-х. Он, правда, был признан журналом In Effect лучшим нюёрским хк достижением 96-го года, но потом по непонятным причинам быстро был незаслуженно забыт. Сейчас вроде готовится к выпуску их дискография, которая напомнит всем, какая классная это была группа.
One King Down «Bloodlust Revenge» CD [Equal Vision, 1996]
Эта группа записала один из самых страстных, искренних и неповторимых альбомов в истории ньюскула и едва ли не лучший в этом жанре во второй половине 90-х. Невероятно сочетая огромную мощь с эмоциональной напряженностью и мелодичностью, эти ребята создали настоящий шедевр. Каждая песня интересна, каждая песня — хит! Несколько отойдя от традиционной и достаточно простой схемы, которой придерживалось большинство: злобные рифы, злобные рифы и еще раз злобные рифы, One King Down пришли к своему неповторимому звуку и самобытной структуре песен, сохранив и даже приумножив напор, свойственный времени. Это одна из тех редких записей, про которые можно смело сказать: «безупречная!»
Lifeforce s/t 7″ [Red Silence, 1996]
От группы с названием в таком духе логично ожидать воинствующего веганского металкора. Тут даже можно и не сомневаться. В итоге все, как и должно быть: злые тексты на эко- энимал либерэйшн темы, которые вокалист вырывает из глотки так, что в его серьезных намерениях не приходится сомневаться, жесткие и резкие рифы, постоянно бьющие по перепонкам, средний тем, чтобы было удобней танцевать в хардлайн-экстазе. С одной стороны — ничего нового. С другой — весьма убедительно и мощно.
Grade split CD w/ Believe [Selfreleased, 1994], «Chancre» 7″ [1995], «…And Such Is Progress» [Capsule Records / Second Nature, 1996]
Начав со вполне мелодичного и самобытного металкора, эта группа записала в 96-м году безумно эмоциональный, грустный и лиричный, абсолютно отличающийся от всего, что к тому моменту стало привычным для этого жанра, альбом And Such Is Progress. Эта запись до сих пор остается уникальным документом той эпохи. Тихие, акустические и спокойные куски срываются в истерику инструментов и вокалиста. Каждый риф одновременно проникновенно мелодичен и мощен. Все песни с этого альбома прошибают до самого сердца. Эти ребята одними из первых стали соединять эмокор с металкором, и лучше них этого так никто и не сделал. And Such Is Progress — это абсолютный шедевр музыки 90-х. Потом они много чего еще выпустили, но той страсти, которая так и била из каждого звука And Such Is Progress, уже не было.
Despair «One Thousand Cries» 7″ [Treadwater, 1995], «Pattern Life» CD [Trustkill, 1996] «As We Bleed» CD [Initial, 1996]
Покинув барабанную установку группы Fadeaway, Скотт Вогель [сделавший неплохую карьеру в коллективе «террор»] перебрался поближе к публике и стал вокалировать в Despair. Эта команда успела записать и выпустить несколько весьма достойных релизов, выдержанных в традиционной для того времени манере. Достаточно металлизированные, качающие рифы, орущий вокал, не особо высокая скорость и общая агрессивность и суровость. Да, когда-то и трасткил выпускал отличную музыку.
Snapcase «Comatose» 7″ [Victory, 1992] «Lookinglasself» CD [Victory, 1994], «Steps» CDep [Victory, 1995], «Progression Through Unlearning» [Victory, 1997]
Одна из самых долгоиграющих [просуществовала до прошлого года] и самых известных групп первой волны ньюскула/металкора. Их дебютная семерка вышла в далеком 92 году и являла собой достойный образец металкора тех лет, весьма хороший и мощный по музыке. Единственным минусом той записи был слабоватый вокал, которому явно не хватало агрессии. Взяв другого вокалиста и разнообразив музыку, ребята в 94 году выпустили альбом, на котором уже проявился их самобытный стиль. Немного странная, тягучая, но мощная музыка стала узнаваемой не только благодаря интересному гитарному саунду, но и за счет неповторимых криков вокалиста. Тогда эта запись звучала по-настоящему новаторски. На следующей ипишке поиски своего звука зашли куда-то слишком далеко, и порой этот релиз кажется чересчур страным. Тем не менее, он вызывает уважение уже тем, что не был похож ни на что. Но все же помнить эту группу будут за их альбом 97 года «Progression Through Unlearning». Несколько упростив звук и отказавшись от дальнейших экспериментов, Snapcase добились на этой записи очень мощного и уникального саунда. Они довели до ума свою собственную стилистику, которая начала прослушиваться на двух предыдущих работах, но в те годы была еще не столь четкой. В принципе, все последующие альбомы были неплохими, но сравниться с «прогрешн…» по силе впечатления они уже не могли.
Damnation «No More Dreams Of Happy Endings» CD [Jade Tree, 1995], «Misericordia» 10″ [Jade Tree, 1996], «Kingdom Of Lost Souls» CD [Revelation, 1998]
Образовавшись на осколках Worlds Collide, эта группа стала двигаться в сторону мрачного металкора и преуспела как мало кому удалось тогда и после. Уже с первого альбома они отличились необычным звуком гитар, который стал их лицом и позволяет легко узнать Damnation в ряду других коллективов тех лет. В их мощных рифах всегда присутствует какая-то, если так можно сказать, шумность, которая с одной стороны контрастирует с традиционной для металкора прямолинейной агрессией, но с другой — удивительно гармонично вписывается в рамки жанра. Отлично орущий вокал и наличие продуманных мелодий делают музыку действительно интересной и запоминающейся.
Disembodied «The Confession» 7″ [Moo Cow, 1995], «Existence in Suicide» ep [Furface 1996], «Diablerie» CD [Ferret, 1997] «If God Only Knew The Rest Were Dead» CD [Ferret, 1998]
В конце 90-х эта группа прочно заняла лидирующие позиции на металкор сцене. Злейшие и очень тяжелые, сокрушительные рифы, обилие медленных качовых моментов, хриплый, страшный и мрачный вокал, интересные и мощные переходы с тихих и зловещих кусков к безумно агрессивным даже на общем фоне смотрелись круто. Хотя к этому времени все больше коллективов начинали играть подобную музыку, пожалуй, никто не мог поспорить в мощи с этой командой. Если первые ипишки, в общем, были просто хорошими релизами, то «Diablerie» и «If God Only Knew…» стали настоящей классикой металкора. И до сих пор Disembodied остается одной из тех немногих групп, кто, полностью перейдя на метал в звуке, сумел во всей красе сохранить напор и страсть хардкора.
Coalesce s/t 7″ [Chapter, 1995], «A Safe Place» 7″ [Second Nature/Edisson, 1996] «Give Them Rope» CD [Second Nature/Edisson, 1997], «Functioning on Impatience» CD [Second Nature, 1998], «012: Revolution in Just Listening» CD [Relapse, 1999]
Одними из первых начав фигачить хаотичный металкор, эти парни довели данный стиль до совершенства, и сегодня только ленивый не ворует у них идеи и ходы. Странные и безумные партии, помноженные на исключительно тяжелые, резкие рифы, непредсказуемые проигрыши, не поддающиеся логике ритмы, постоянно сбивающиеся с одного темпа на другой, истошно ревущий вокал — все это было развито Coalesce до великолепия. Тогда, во второй половине 90-х они, действительно, говорили что-то новое и несли свежую струю в несколько застоявшуюся в своих рамках и стандартах металкор сцену. Впрочем, и сегодня они звучат более, чем актуально, несмотря на все подражания. Ведь, как известно, подделка лучше оригинала не бывает. А оригиналом хаотичного металкора [одним из] является именно эта группа.
1134 [Eleven Thirty-Four] «Nothing» 7″ [Ammunition, 1995], «Dying» 7″ [New Age, 1996], «Reality Filter» LP [New Age, 1996]
В середине 90-х вокруг лейбла New Age образовалась целая тусовка отличных ньюскул-групп. Одной из них были 1134. Они не отличались такой металлизированностью, как большинство коллективов тех лет, но их рифы звучали очень убедительно и отвешивали серьезного пинка. Средний темп, характерная для тех лет своеобразная манера крика вокалиста, простота, но в то же время хитовость песен вывели 1134 в число основных групп середины 90-х. Сейчас слушаешь их и думаешь: ну почему же никто больше не играет такую музыку, куда делся этот офигенный звук, эта атмосфера??? У них еще есть нереализованная двухпесенная семерка, на которой они начали несколько экспериментировать. Может, местами странная запись, но достойная.
Harvest «Worn Through The Layer Of Separations» 7″ [Ferret, 1995], «Incision» 7″ [Trustkill, 1996], «Living With A God Complex» CD [Trustkill, 1997], «Transitions» 7″ [Trustkill, 1998]
В середине 90-х группы постепенно научились соединять агрессию металкора с мелодичностью. Попытки играть так случались и раньше, но обычно мелодии несколько убивали мощь и напор. Harvest одними из первых преодолели этот барьер и их первая семерка звучит очень свежо и интересно. Эмоциональная и по-своему красивая, их музыка сохранила тот злобный настрой, свойственный металкору. А вокалист и вовсе поражал своими истеричными криками — мало кто мог так орать. Вскоре ребята перебрались на трасткил, и их звук несколько потяжелел, погрубел и вообще стал суровее. Рифы уже были не особо мелодичными и превратились поток мощи. Несмотря на то, что музыка стала проще и не была такой разнообразной, она по-прежнему впечатляла. Пожалуй, даже эта перемена пошла группе на пользу. Она все равно звучала самобытно и узнаваемо, во многом, конечно, благодаря поразительному вокалу. Альбом получился примерно в таком же духе и подтвердил, что среди металкор групп второй половины десятилетия Harvest находятся в числе безусловных лидеров. Последняя семерка вышла самой напряженной и, на мой взгляд, — это их лучшая запись. Музыка слегка вернулась к истокам и стала несколько разнообразней, благодаря чему песни зазвучали очень сильно.
Contempt «A Call For Revolution» 7″ [Surface, 1995], «One Justice» CD [Catalyst, 1997]
За свою непродолжительную карьеру Contempt успели записать демо, семерку и альбомчик, но этого вполне хватило, чтобы они навсегда остались в летописи классических групп 90-х. Сильно, но разумно металлизированная, их музыка обладала всеми достоинствами металкора тех лет. И резкие чуга-чуга рифы, и надрывающийся вокал, и смены темпа с танцевальными и качовыми местами, и месседж [а тогда группу без месседжа всерьез никто бы принимать не стал] — все лучшие достижения ньюскула были характерны для этого коллектива.
Holdstrong «Gaining Ground» 7″ [Pin Drop Records, 1995], «Nothing In Return» CD [Pin Drop Records, 1996], «Pursuit In The Face Of Misfortune» 7″ [Pin Drop Records, 1997], «Color Of Old Memory» CD [Pin Drop Records, 1999]
Во второй половине 90-х Holdstrong были одной из самых заметных фигур в металкор-цирке. Их первая семерка была записана еще в 93 году, но на то, чтобы выпустить ее ушло почти два года и для этого их гитаристу даже пришлось замутить свой собственный лейбл. Этот релиз сразу застолбил за группой почетное место в галерее хитов 90-х. Мощная и искренняя музыка быстро нашла своих поклонников. Сумев не переборщить с металлом, ребята действительно выдали дельную запись, очень удачно вписывающуюся в рамки раннего ньюскула/металкора. Альбом был чуть резче, темп стал несколько медленней, и музыка больше раскачивала. Хотя в плане звука первый релиз отличался большей «злобой» за счет жирной записи, именно Nothing In Return вывел группу в число лидеров хк тех лет. Гитарный саунд этой записи для меня является одним из наиболее ярких воплощений металкор-рифов. Впрочем, там все было совершенно классическим! Постепенно их музыка становилась уже не такой прямолинейной, более эмоциональной и разнообразной, но не скатывалась полностью в метал, что идет им в большой плюс. Эта тенденция проявилось уже на семерке 97-го года и окончательно явилась миру на втором альбоме. На нем даже есть так популярные нынче, но совершенно новые тогда моменты в стиле покричал-попел.
The Suppression Swing «Just A Word» 7″ [New Age, 1995], «Greeted With Closed Arms» CD [New Age, 1997]
Кое-кто из этой группы играл в Outspoken, что весьма сильно отразилось на первой семерке. Это был мелодичный, неспешный, но драйвовый, и почти обошедшийся без метала ньюскул. Фактически, можно утверждать, что это оказалось логичное продолжение аутспокеновского «каррента». Что очень круто на самом деле, так как групп, звучащих как аутспокен, больше не было. На альбоме звук стал резче и жестче, металлизированней и в целом агрессивней. Эта запись очень сильно отличалась от семерки, и хотя она была интересной и мощной, именно семерка осталась в моей памяти. Просто я очень люблю аутспокен.
Method s/t mCD [selfreleased, 1996], s/t 7″ [selfreleased, 1997]
Эта группа прошла как-то незаметно, и о ней мало кто сейчас помнит. В свое время даже ни один лейбл не взялся за выпуск их записей. Почему, понять я не могу. Это был очень хороший, жесткий, но вполне мелодичный металкор с интересными гитарными партиями, мощными мош-моментами и крутым вокалом, которой периодически прекращал орать и переходил на спокойную речь — чтобы затем снова взорваться отчаянием и злобой. Порой они чем-то напоминают мне Mourning Again, а это очень стоящее сравнение, особенно если учесть, что существовали обе группы в одно время, вернее даже Method вышли в свет несколько раньше флоридских монстров. Насколько можно разобрать слова — это была веган пауэр группа. В общем, и без слов это чувствуется — все эти злобные энимал либерейшн / ххх группы 90-х отличает какая-то безумная вера в свои идеи и страсть, сквозящие в каждом звуке.
Palefire «Last Breath» [Ammunition, 1996]
Как-то так получилось, что девушки редко играли в ньюскул группах. Очень редко. Несмотря на все старания подавляющего большинства коллективов, мачо-атитьюд все-таки был силен в 90-е среди ньюскул-публики. Palefire были одной из редких групп с девочкой в составе. Они играли весьма лиричный вариант ньюскула, быть может, в чем-то соприкасавшийся с эмокром. Но в их музыке активно присутствовали традиционные металлизированные рифы, весьма четкие и раскачивающие, и прочие фишки новой школы. На фоне красивого, высокого женского вокала это звучало действительно самобытно и неординарно.
Trial «Through The Darkest Days» 7″ [CrimethInc, 1996], «Foundation» 7″ [New Age, 1997], «Are These Our Lives» CD [Equal Vision, 1999]
Когда во второй половине 90-х ньюскул начал все дальше уходить от панк-корней, появились Trial и вправили всем мозги. Мощная, достаточно быстрая, но с характерными медленными мош-кусками, сокрушительными рифами и проникновенным вокалом музыка этой группы оказала огромное влияние на хардкор. Эти ребята были не так сильно подвержены влиянию метала, и у них в достатке имелось классических хардкор фишек типа сингалонгов. По месседжу это фактически был анархопанк, не примитивный типа «фак зе систем», а весьма умный и продуманный. Сегодня тот характерный саунд середины 90-х уже не воспроизвести, но если вы хотите знать, чем был ньюскул тех лет — то слушайте Trial.
Birthright s/t 7″ [Catalyst, 1996], split 7″ w/ Unconquered [Words Of War, 1996], «Ascension» mCD [Catalyst, 1997]
Эти парни стали одной из самых заметных американских веган стрэйт-эдж групп второй половины 90-х. В то время, как большинство коллективов все дальше уходили в метал, Birthright бережно сохранили все то лучшее, что было в веган-металкоре первой половины десятилетия. И в плане музыки, и в плане текстов. Мощные, раскачивающие рифы, средний темп, искренне выкрикивающий политизированные тексты вокал… Плюс отличающая все подобные группы страстная вера в идею, которая легко угадывается в атмосфере и общем настроении этой музыки. Помимо этих достоинств, стоит отметить, что их вокалист замутил один из самых крутых лейблов тех лет — Catalyst, который прекрасно функционирует до сих пор.
Focal Point «Neglected» 7″ [Life Sentence, 1996] «Suffering Of The Masses» CD [Tooth&Nail, 1996]
Сегодня христианским металкором никого не удивишь, но тогда, в середине 90-х, он удивлял многих. Focal Point не так активно касались религиозных тем в своих текстах, как большинство джизускрайстовых коллективов тех лет, и скорее даже больше вписывались в злобный веган-про-лайф стиль. Так что неудивительно, что первая их семерка вышла на Life Sentence. Это были три суровых, сильно металлизированных, и достаточно интересных, с наличием некоторых мелодий песни. Потом они перебрались на Tooth&Nail, лейбл, который собственно и взрастил всю эту сцену христианского хк, и выпустили там альбомчик. В целом, музыка стала мелодичней, хотя осталась злой, в отдельных рифах гитарный звук несколько изменился в сторону хаотичности, но все равно был мощным. Вместе с истошно орущим вокалом все это выглядело вполне убедительно.
Strongarm «Atonement» CD [Tooth&Nail, 1996], «Advent Of Miracle» CD [Tooth&Nail, 1997]
Еще одной христианской ньюскул-группой, на которую стоит обратить внимание из-за достойной музыки, были Strongarm. Я не большой фанат их первого альбома [не знаю даже, почему, вроде неплохая штука], но Advent Of Miracle это, действительно, исключительно запоминающаяся вещь. Не такая металлизированная, как у фокал пойнт, временами достаточно быстрая и очень эмоциональная и страстная музыка, с незабываемым вокалом и интересными мелодиями звучала сильно оригинально и узнаваемо. Пожалуй, именно они вслед за Grade и некоторыми другими группами оказали основное влияние на становление так называемого эмометалкора. И, наверно, ни одна другая группа не смогла вложить столько страсти [особенно это касается вокалиста] в свои записи, сколько вложили Strongarm. Каждый их звук — это вспышка переживаний.
Indecision split w/ Shutdown 7″ [Back To Basics, 1995], «Unorthodox» CD [Exit, 1996], «Most Precious Blood» CD [Exit, 1998]
Во второй половине 90-х эти ребята стали одной из главных ньюёрских металкор-групп. К тому моменту традиции этого жанра уже вполне сложились и Indecision не стали изобретать велосипед и просто фигачили хороший, мощный металкор. С жирными, качовыми рифами, агрессивным вокалом, обилием мош-моментов и всеми прочими характерными штучками. То, что они не только не затерялись на фоне других, но и добились весьма широкой популярности в узких кругах хк-публики, однозначно положительно характеризует их музыку. На альбоме Most Precious Blood их звук стал разнообразней и несколько мелодично-хаотичней и в какой-то степени предвосхитил то, что будет происходить в начале 21 века. Хотя эти ребята всегда знали ту грань металлизации, за которую хк-группе переходить не надо. Помимо указанных релизов, они выпустили еще тучу семерок.
Bird Of Ill Omen «Self, Dare You Still Breathe?» CD [Eulogy, 1997]
Одна из групп, определивших так называемый флоридский стайл. Очень тяжелая, отчаянная, в меру хаотичная, но в тоже время порой мелодичная и предельно эмоциональная музыка тогда как раз зарождалась на солнечных берегах атлантического океана. Bird Of Ill Omen оказались в числе первопроходцев этого ответвления металкора. В их песнях сочетались как очень быстрые, так и исключительно медленные куски, как сокрушительные рифы, так и красивые проигрыши. Эти парни умели сочинять, действительно, интересные, необычные и запоминающиеся вещи, и многие их ходы были быстро взяты на вооружение большим числом других коллективов. Их первый альбом, ставший, кстати, дебютным релизом Eulogy Records [лейбл Джона из Culture, Mourning Again], навсегда останется одной из вершин металкора. Выше мало кому удавалось забраться.
Morning Again «Hand of Hope» ep [Conquer The World, 1997], «Martyr» CDep [Goodlife, 1997], «As Tradition Dies Slowly» CD [Revelation, 1998]
Свалив из Культуры, Дамьен и Джон решили продолжать в том же духе и замутили Morning Again — одну из самых известных и влиятельных металкор-формаций конца 90-х. Несмотря на то, что CTW кинул их предыдущую группу, они зачем-то решили еще раз связаться с этим лейблом — и он кинул их еще раз. Но это не так уж важно для истории. Важно то, что эта группа окончательно завершила уход хк в дет- и прочий метал, который становился все более очевидным к концу 90-х. Две первые ипишки уже звучали очень металлизировано. Музыка при этом осталась острой и агрессивной и еще сохраняла классические веган-мош-моменты. Альбом же в своей металлизированности уже перешел все существовавшие тогда рамки.
Botch «Faction» 7″ [World of Hurt/Threshold Records, 1996], «The John Birch Conspiracy Theory» 7 [Phyte Records, 1996], «American Nervoso» CD [Hydra Head, 1998], «We Are The Romans» [Hydra Head, 1999]
Эта группа образовалась еще в 93 году, но по-настоящему широкая публика обратила на нее внимание только с выходом альбома American Nervoso. По сути именно эти ребята [вместе с еще парой групп] довели до совершенства более ранние попытки привнести в металкор хаос и подчиненный математической логике беспорядок звуков. В этой области равных Botch не было и, наверно, не будет, хотя сейчас бесконечное число коллективов копируют и эксплуатируют их идеи. Музыка Botch стала целой вехой в развитии хардкора и навсегда останется одной из высших точек металкора конца 90-х.
— подонок икс