В последние годы панг-молодежь резко увлеклась быстрой и диковатой музыкой, которую в общем и целом можно обозначить как треш. В это понятие до кучи можно запихнуть собственно трешкор, фасткор, пауэрвайленс, кроссовер, отчасти краст и грайнд. Понятно, что корни всего этого муз-терроризма уходят в 80-е и оплетают все континенты нашей планеты. Но как-то уж так сложилось, что Япония пользуется особо нежной любовью у трешеров. И, разумеется, неспроста. В 80-е там сложилась исключительно мощная и интересная сцена, наследство которой мы и попытаемся обозреть сейчас. Как и все локальные сцены, японская имела свои особенности и характерные черты, которые порой трудно описать, но они отчетливо заметны, когда слушаешь музыку. Претендовать на абсолютные точность и компетентность я не буду, так как многого не знаю сам. Поэтому просто поделюсь впечатлениями о записях различных японских коллективов, оказавших кто большее, кто меньшее влияние на панк-хк музыку. Конечно, какие-то достойные группы будут упущены мной из виду — сам далеко не все слышал — так что не считайте эту статейку истиной в последней инстанции и продолжайте выискивать забытые коллективы: среди них всегда будут находиться хиты!
The SS «The Original» LP (1984, записано в 1979)
Вероятно, это была первая панк-группа в Японии и одна из первых хардкор групп в мире. К сожалению, толковых записей от них не осталось, только концерт 79 года, выпущенный через 5 лет. В 79-м так быстро не играли в принципе. Да и до того, что все песни должны быть короче минуты, тоже еще не успели додуматься. Даже сквозь весьма анархичное качество записи можно осознать, что это была очень аутентичная музыка! Если бы эти ребята удосужились записать что-нибудь, или хотя бы оперативно выпустить эту концертную запись, то они бы почитались не меньше блэк флага, джермз и мидл клэсс и все бы молились на них, как на первейших отцов хардкора. Но этого не случилось, и реализованная постфактум пластинка вообще мало известна. Но, безусловно, эта запись ходила по рукам в Японии начала 80-х и именно она породила треш-музыку как таковую. Наверно, на группы с других континентов она не оказала влияния, так как туда попала во времена, когда хардкор уже успел пышно расцвести. Тем не менее, это не отменяет тот факт, что The SS — это абсолютный хит ранних лет панк-хк.
Typhus demotape ’80, «Hong Kong Girl» 7″ (Political, 1981)
В принципе сама по себе эта группа мало чего успела сделать, ограничившись лишь одной трехпесенной ипишкой и парой самопальных кассет. Но в ней постигали азы панкрока будущие участники самых знаменитых японских групп: Stalin, Gauze и Aburadako. Typhus же играли простенький панк, который за счет грязной записи звучал достаточно хардкористо. И вообще, это была вполне приличная группа, по крайне мере для 80 года они выглядели убедительно. На демо кассете на пару с мальчиком пела девочка, и, пожалуй, эта запись была лучше их официального релиза. При желании ее даже можно признать первой хк-записью Японии.
The Stalin «Trash» LP (Political, 1981), «Stop Jap» LP (Climax, 1982)
Самая известная японская панк-группа. Два их первых альбома стали классикой. Несмотря на присутствие слова трэш в названии, трэша в музыке там не было. Это был просто панк, не очень злой, среднескоростной, достаточно мелодичный. Но влияние этой группы на развитие японского хардкора было очень сильным — отчасти потому, что они вообще одними из первых стали продвигать панк, отчасти из-за зажигательных и безумных живых выступлений. Хотя и в музыкальном плане потомки кое-чему научились у них, так как некоторые их песни уже в принципе можно назвать хардкором. Пожалуй, это первая японская группа, прославившаяся за пределами острова и по сути открывшая эту сцену для мира. И в этом их главная заслуга.
Execute «A — Z» 7″ (DOA Records, 1982)
Это была одна из первых японских хардкор-групп. В их ритмичной и заводной музыке наблюдается много общего с американскими группами, но развивался этот коллектив фактически параллельно со штатскими коллегами, поэтому нельзя говорить, что это было просто копирование заокеанского образца. Скорее даже Execute создали свою весьма интересную музыку, по-своему мелодичную, смелую, с прикольным кричащим вокалом, забавными соляками, порой немного тягучую, но все же бодренькую. Они не гнались за максимальной скоростью, зато гитарные партии у них весьма запоминающиеся и самобытные. Ну и вокал еще раз отмечу — было в нем что-то цепляющее. В общем, первая их запись очень котировочна. В двух следующих семерках наметился некоторый крен в сторону метала, что сделало музыку скучноватой и странноватой. Хотя «Criminal Flowers» местами звучит достаточно интересно. Записи после 85 года я не слышал.
Gauze «Fuckheads» LP (ADK, 1984), «Equalizing Distort» 12″ (Selfish, 1986), «Genkai Wa Doko Da» LP (Selfish, 1989)
Вероятно, самая известная японская хк-группа, культ и верховное божество. Образовался этот коллектив в 81 году и, отметившись на паре компиляций в 82 году, на пару лет затаился, чтобы в 84 году выбросить в свет первый альбом. Музыка их была не такой уж быстрой, по крайней мере, она стала медленней, чем на сборнике Outsider, но каждая песня прямо-таки источала мощь. Зверствующий вокал и жесткие гитарные рифы, казалось, вот-вот раздавят в лепешку окружающий мир. Мало какая группа смогла добиться такого давления, хотя потом бесконечное множество коллективов так или иначе пытались и пытаются копировать Gauze. Как оказалось, чтобы растоптать слушателя, не обязательно играть на космических скоростях. На следующем альбоме они несколько ускорились, приблизившись к более традиционному трешу/кроссоверу. При этом сохранили мощь и напор, что позволяет считать Equalizing Distort одной из лучших пластинок в истории хк. В ней есть все — заводные ритмы, сингалонги, злость и агрессия. Даже некоторые металлические вставки не портят впечатления от этих песен. Третий альбом вышел еще более пещерным, диким и зверским. И шедевральным. Быстрая, грязная и злая музыка Gauze сносила все на своем пути. Это была одна из самых злобных записей конца 80-х, причем по всем параметрам: и по части гитар, и по части вокала, и по части барабанов. Вторая половина альбома записана вживую, с очень хорошим качеством для лайв-записи, даже по современным меркам. С каждым новым релизом группа росла и становилась мощней, и все альбомы этих токийских дикарей оказали колоссальное влияние на панк.
Aburadako «Discography 1983-84»
Представители первой волны японского хк играли достаточно диссонансную музыку, сдобренную болезненным вокалом, порой хаотичными гитарными партиями и ритмами. Фигачили они вполне быстро и напористо, хотя имели и медленные произведения. Им даже удавалось сочинять неплохие и заводные песни длиной в три и более минуты, не скатываясь в скучные металлические куски. Весьма ритмичные переходы и хитовые темы делают им честь. Ну и, конечно, короткие боевички получались у них неплохо. Эта самобытная и оригинальная музыка, с неожиданными и смелыми ходами, может, и не оказала сильного влияния на будущее именно с музыкальной точки зрения, но в части привнесения безумия и хаоса была исключительно влиятельна. Слушается с интересом и цепляет.
Confuse demo ’83, «Indigation» tape (selfreleased, 1984), «Contempt for the Authority and Take off the Lie» 7″ (Confuse Records, 1985)
Шумная, грязная и психованная музыка этого коллектива стала культом для любого маньяка. Возможно, потому, что нормальных записей их раннего творчества почти не осталось, в основном всякие демо, достать которые, разумеется, было непросто — и это быстро заработало им культовый статус. Надо сказать, что не без оснований. Очень простые, но стремительно быстрые, злые и бескомпромиссные песни Confuse даже с учетом типичного качества демо производят весьма сильное впечатление. А истошно орущий вокал заставляет поеживаться и радоваться, что этот парень где-то далеко и, к счастью, не набросится на тебя. Масштабы влияния этой группы на хк-треш с трудом подаются осознанию, так как эта самая 100-процентная классика и эталон жанра. На семерке с длинным названием появились заводные мелодии, ее уже нельзя назвать трешем, и, пожалуй, эта группа знаменита именно своими ранними творениями, но забывать этот релиз вовсе не стоит — это был добротный хк-панк.
Gas «No More Hiroshima» 7″ (Jisatsu, 1982), «The Day After» 7″ (Jisatsu, 1984)
Местами музыка Gas немного отдавала скандинавщиной, хотя и не была особо злобной или мрачной. К тому же была сдобрена соляками, что вообще отличало многие японские группы, и даже в чем-то была мелодичной. Вообще это просто был добротный хардкор-панк, достаточно простой, но не примитивный, порой заводной, со вполне мощным вокалом. Женским. Может, эта группа ничем особым не выделялась среди других японских коллективов и не была самой-самой, но свой след в истории оставила.
The Sexual «Complete Discography 1983-1985»
Игравшая заводной панк-хардкор, эта группа отличалась очень ритмичными и мощными гитарными партиями. Пожалуй, в музыкальном плане это была самая интересная японская хк-группа первой половины 80-х. Они не боялись писать песни, широко выходящие за рамки 100-процентного примитива и раздолбайства, и главное — могли потом еще и прилично их исполнить. Смены ритмов, продуманные ходы, мелодии и прочие фишки вносили в их музыку разнообразие, не превращавшееся в хаос, вообще свойственный японцам. Медленные песни чередовались с быстрыми, какие-то были более лихими, какие-то — поспокойней. Но все они обладали очень крутым гитарным звуком и вообще хорошим качеством записи. Действительно мощная группа.
Gai «Damaging Noise» ep (1983), «Damnation» LP (1984), «Extermination» 7″ (1985)
Исключительно дикая, нойзовая и сумасшедшая группа. Сейчас бы это назвали каким-нибудь вайленсом. Но в середине 80-х такого термина применительно к музыке не было. Поэтому можно сказать, что это просто треш. Шумные и хаотичные гитары, быстрые барабаны и безумно психованный, страшный и злобный вокал. Думаю, в 83 году так дико не орал никто. Абсолютно звериная злоба и наглость прет из этого голоса. Безусловно, эта группа, стояла у истоков всех антимузыкальных жанров.
GISM «Detestation» 12″ (Dogma, 1984), «Military Affairs Neurotic» LP (Beast Arts, 1987)
Одна из самых знаменитых и в то же время странных островных групп. Беспредельно мрачный рычащий вокал вкупе с металлизированной музыкой закрепил за ними славу одной из самых суровых групп середины 80-х. Хотя, на мой вкус, они частенько перебарщивали с металлом, в целом первый альбом был весьма зловещим и внушительным. И уж точно ни на что не похожим. На втором альбоме они уже совсем ушли в какие-то странные металлические эксперименты и стали сочинять скучные песни длиной в 6 минут. Единственным приятным моментом остался фирменный вокал — один из самых злобных в истории панг музыки.
Outo «Many Question Poison Answer» 7″ (AA, 1984), «Half Wit Life» 7″ (Hold Up/Noise Room, 1985), «Shoujiki Mono Wa Bakawa Miru» LP (Selfish, 1987), «No Way Out» 7″ (Selfish, 1988)
Одна из самых культовых треш-групп. Надрывно орущий вокал, шумящие гитары, грязная запись, 100 км/ч барабаны. Этим никого не увидишь, можете вы сказать. А я вам отвечу — в 84 году это было нереально круто. Более того, я скажу, что и сейчас записи этой группы источают такое безумие, какое мало кому снилось. Отчаяние и злоба так и прут из этих песен. Неудивительно, что последующие поколения с таким благоговением относятся к этой группе и всячески ее копируют. Влияние раннего американского хардкора на этих ребят было весьма велико, но не уничтожило их японской самобытности. Вторая семерка вообще может считаться абсолютным шедевром хк-музыки: скорость, хоровые подпевки, напор и смены темпа, отличные гитарные проигрыши — в этих песнях есть все. Впрочем, все их релизы держали марку, и выбрать наиболее угарный не представляется возможным. Быть может, позднее творчество уже не было таким диким, музыка стала несколько мелодичней и разнообразней (насколько это возможно в таком жанре), но она нисколько не потеряла мощи первых двух семерок.
Comes «No Side» 12″ (Dogma, 1984)
Японцы быстро смекнули, что хардкор самая подходящая молодежная музыка и уже в начале 80-х стали исполнять в этом жанре. Comes были одной из первых японских хако-панк групп и играли отличную музыку — настырную, быструю, в чем-то мелодичную и сдобренную безумным вокалом. Женским. Звучало это круто и энергично. Не сказать, чтоб они чем-то новым обогатили музыкальный мир, но для японской сцены сделали много. Более чем достойный коллектив!
Gasmask s/t 7″ (1982), split w/ Coward
Японские группы не всегда играли супер быстро, но почти всегда они были исключительно мрачными и бесноватыми. Gasmask как раз и были одной из таких не сверхскоростных, но хаотичных и суровых групп. Как водится, вокалист орал предельно отчаянно и злобно, гитары шумели, порой запиливая соляки (без этого японцы, похоже, не могут), и барабаны выстукивали простые ритмы. Откуда в жителях этого острова было столько агрессии, понять я не могу, но музыка у них была очень дикая. Для начала 80-х это звучало действительно устрашающе. Пример этой группы доказывает, что английская и скандинавская школы хк уже в начале 80-х докатились до страны восходящего солнца и быстро завладели умами тамошней молодежи.
Coward split w/ Gasmask
В отличие от Gasmask на совместном сплите (видимо, это бутлег демок) Coward представили более традиционный американский хк в его треш-варианте. Не мрачный, но заводной и бесшабашный, с удалыми хоровыми подпевками и прочими характерными элементами. Очень простая, быстрая и шумная, их музыка была бодрее, чем у Gasmask и следовала в ключе таких групп как Neos. Это как раз то, что сегодня с таким удовольствием фигачат все треш/фасткорщики. Доведенный до предела минимализм идеально подходит для такой музыки — эти парни одними из первых просекли фишку.
Ghoul «Carry Out Fucking» 7″ (Noise Room, 1984), «Jerusalem» 7″ (Hold Up, 1985), «Oi! Oi!» 7″ (Hold Up, 1985)
Одна из многочисленных хк-групп из Токио. Грязноватая запись, дребезжащие гитары, достаточно быстрые, но все же не сверх-скоростные барабаны, молодежные подпевки — все это сделало их первую семерку классикой японского панка. Весьма прикольный бас добавлял какой-то самобытности их саунду, который в принципе ничем не выходил за рамки жанра. Но для того, чтобы сочинить грамотные хк-песни этого и не требуется. И даже не самое крутое качество записи не может лишить их определенной прелести. Вторая семерка была помрачней и позамороченней — как и многие японские группы, Ghoul поддались влиянию кроссовера. Следующая запись, выпущенная под незатейливым названием «Ой! Ой!», обнаружила, как не сложно догадаться английские влияния и оказалась более веселой и заводной по сравнению с предшественниками.
The Clay «The Middle East Combat Area» 7″ (Dogma, 1984)
К сожалению, от этой группы только и осталось, что эта трех-песенная семерка и пара треков на компиляциях. Между тем, коллектив это был весьма достойный. Они играли музыку, находившуюся под сильным влиянием скандинавских братьев по разуму, только сильно разбавляли ее метальцом. Весьма суровый вокал и не самая высокая скорость ритм-секции создавали достаточно мрачную атмосферу, которую только усиливали интересные, но в то же время странноватые соло-запилы. В двух из трех песен есть откровенно медленные куски, которые тогда были редкостью, но звучали весьма убедительно. В итоге у них получалась достаточно интересная и гремучая смесь из метала и ди-бита. Подозреваю, что они значительно повлияли на GISM.
Bones «In A Sick Society» 7″ (Noise Room, 1985)
Эти ребята тоже любили Скандинавию и мрачняк, но влияние метала затронуло их не так сильно, что пошло на пользу. То есть солячки там тоже были, но роль их была сугобо второстепенной — они просто органично разбавляли мощь их музыки. На первом же плане был злобно рычащий вокал, напористый бой барабанов и настырные гитарки. Благодаря металлизации гитар они обладали некоторой мелодичностью, в том смысле, в котором сегодня можно встретить определения типа «мелодичный неокраст». По сути, их музыка и была прототипом этого жанра. Одним из самых ранних.
Kuro s/t 7″ (Blue Jug), «Who The Helpless» 8″ (Blue Jug), Fire 7″ (KPP)
Точное время выхода в свет музыки этой группы мне установить не удалось, но это примерно 84-85 годы. И это одна из самых классических групп страны восходящего солнца. Взяв многое из Скандинавии и что-то из штатов, эти ребята рубили отличный мрачный хк, простой и быстрый, со злобным вокалом и жирными гитарными рифами. Who The Helpless является одной из самых стремных записей, особенно по части вокала, выходивших в середине 80-х в Японии. В чем-то ее можно сравнить с войдом (образца сплита с фэйт). Даже нужно! Это был японский ответ вашингтонскому маркобесию. И, несомненно, эта группа очень солидно повлияла на становление и развитие безумной музыки на острове, а потом и за его пределами.
Lip Cream «Night Rider More Than Fight» 7″ (AA, 1984), «Kill Ugly Pop» (Captain, 1985), «9 Shocks Terror» (Selfish/Dynamite, 1987), s/t LP (Selfish, 1989)
Одна из самых плодовитых и известных японских хк-групп 80-х. В начале они не были такими уж быстрыми, не были и особо мрачными, скорее даже немного заводными, зато вокал всегда отличался весьма суровой злобой. Музыка же в первые годы находилась под влиянием блэк флага и других классических групп. Сингалонги, характерные рифы — все это было представлено. Имелись и металлические солячки, которые, может, не всегда были к месту, но музыка оставалась живенькой, хотя качество ранних записей немного подводило. Если для треша оно не было помехой, то у менее скоростных групп несколько скрадывало мощь. Поэтому в раннем творчестве наиболее шустрые и короткие песни Lip Cream звучат круче остальных, хотя последние весьма интересны и при других условиях записи могли бы превосходить первых по части хитовости. Возможно, поняв, что чем быстрее и проще рубишь, тем круче получается продукт, на альбоме 9 Shocks Terror ребята полностью переключились на треш-боевики, благодаря чему прославились и стали одной из самых почитаемых групп в истории не только Японии, но и вообще в мировом панке. Бескомпромиссная и безостановочная атака разрушающих все на своем пути инструментов вкупе с фирменным вокалом и весьма спрогрессировавшим качеством записи сделали этот альбом вечной классикой. Без сомнений, это была одна из самых скоростных и угарных групп конца 80-х. Хотя одноименный альбом (выпущенный в 88-м году элпи я не слышал) был уже не таким мощным, как 9 Shocks Terror, это все равно оказалась достойная вещь в истории хк. Но помнить и почитать эту группу будут все же в основном благодаря релизу 87-го года.
Gudon «Zannin Seija» 7″ (Kagai Mousou, 1984), «Hikashibou» 7″ (Kagai Mousou, 1986), «Howling Communication» 7″ (Selfish, 1987)
Одна из весьма странных японских групп. Ранее их творчество было очень шизофреничным и болезненным. Вторая семерка была уже более вменяемой и оказалась весьма хорошей. Хардкора стало больше, что пошло на пользу — безумия убавилось. Скорость присутствовала, злой вокал тоже, да и гитары звучали мощно. Хотя соляки проскакивали время от времени, и вообще некоторая металлизированность сохранялась, музыка была шустрая и сильная. Следующая семерка была еще быстрей, проще, хотя отголоски кроссовера в ней прослушивались в виде все тех же соляков. Что не портило музыку, которая по праву стала классическим образцом японского треш-хк, а именно — той его части, что несколько пересекалась с метальцом. Некоторые песни так и вовсе суперхиты.
Crow «Who Killed Dove» 7″ (Crow, 1984), «Last Chaos» LP (Crow, 1987)
Простая и злая музыка Crow сильно отдавала скандинавским душком, но, разумеется, была сдобрена и национальными специями. Характерно наглый и суровый вокал, заметный и мощный бас, немного монотонные, но шустрые барабаны и жирно шипящие гитары создавали апокалиптичное настроение в их песнях. Хотя и эта группа любила впихнуть солячки в свои хиты, в целом, метал обошел ее стороной. Пожалуй даже, в творчестве этого коллектива гитарные запилы смотрелись органично и удачно вписывались в мрачный дух их саунда. Если первая семерка была еще сыровата, хотя сила уже чувствовалась, то альбом получился по-настоящему мощным. Впоследствии эта группа навыпускала немало записей и оставила глубокий след в истории самых диких поджанров пангрока типа краст/грайнд.
Mess «Get Into A Mess» (King’s World Records, 1986)
Одна из многих забытых японских групп второй половины 80-х, забывать которые совсем не обязательно. Может, это и не самая крутая группа этой страны, но она вполне удачно отражает характерные особенности харкдор-панка этого острова. Достаточно тяжелая и напористая, слегка метализированная музыка с агрессивным вокалом, может, не такая, правда, быстрая, как обычно. В меру мрачная, с суровыми гитарными рифами. Местами весьма удалая и с грамотными подпевками. Простая, но не скучная. В общем, достойный внимания коллектив. К сожалению, я так и не слышал выпущенную на Selfish в 88-м году 8″.
Systematic Death «Systema» 7″ (Hold Up/Systema Project, 1984), «Step» 7″ (Systema Project, 1985), «Flashback» (Selfish, 1986), «Final Insider» LP (Selfish, 1987)
Быстро и незатейливо, мощно и настырно, агрессивно и злобно — в таком ключе фигачили эти ребята. Хардкорчик в их исполнении стал весьма классическим и выдерживает испытание временем — сегодня он слушается совершенно актуально. Обилие сингалонгов придает некоторый дух молодежности, но вообще музыка достаточно суровая, хоть и не настолько, насколько у некоторых других японских коллективов. По части вокала Systematic Death отдает нюёрком, а именно манерой Роджера Майрота, что для их музыки вполне подходит. Вообще влияние nyhc прослушивается отчетливо.
S.O.B. «Leave Me Alone» 7″ (Selfish, 1986), «Don’t Be Swindle» LP (Selfish, 1987), «Osaka Mon Amour» 7″ (Selfish, 1988), split w/ Napalm Death (Sound Of Burial, 1989), «Thrash Night» 7″ (Rise Above, 1989)
Одна из самых быстрых групп не только 80-х, но и вообще в истории музыки. В 80-е у них совершенно не было конкурентов. Абсолютная и непревзойденная классика треш/фасткора. Даже сегодня на фоне этих записей большинство современных треш групп звучат как детский сад. В 80-е же это было откровение. То, что начали различные быстрые и очень быстрые группы, эти ребята довели до максимума и предела. Такого навала барабанной дроби не было ни у кого. Гитарные рифы тоже сшибали неслабо. При этом они умели впихнуть в песни всякие хитовые проигрыши. Отчаянно кричащий вокал дополнялся отличными лихими сингалогнами. В итоге: каждая песня — супер хит. Это, безусловно, одна из лучших и самых влиятельных групп в истории хардкора. По части воздействия на последующие поколения рядом с ними можно поставить разве что инфест. Особенно круты два первых релиза.
Rose Rose «Breed For You» 7″ (1985), «Born To Be A Skate Boy» 7″ (1987), «Mosh Of Ass» LP (1987), «Kill Your Brain» LP (1988)
Наверно, самая плодовитая японская группа. Они навыпускали до жёпы всяких альбомов и семерок. Играли ребята достаточно самобытный и интересный хардкор, который трудно отнести к какому-то конкретному поджанру. У них было все: и металлизированность кроссовера, и сверхбыстрые куски от трешкора, и характерное национальное безумие, и сингалонги молодежного хк. Но в целом они рубили какую-то неповторимую и очень интересную смесь из всего этого, при этом их музыка не производила впечатления бесполезного хаоса и внутри самой себя кажется органичной. Влияние их на сбивчатую и хаотичную музыку 90-х (особенно на ту, что определяют всяким там «вайленсом») не подлежит сомнению, тем более, что в 90-е они еще и сами активно рубились.
Spitfire «Hardcore Discography 86-89»
В современном молодежном сознании Япония прочно ассоциируется с безумной и дикой музыкой. Но в данном случае мы имеем дело с другим продуктом японской сцены. Спитфаер были своеобразными японскими делегатами от юф-крю. Их живая и бодрая, но не мрачная музыка сдобрена молодежным вокалом с характерным акцентом, что придает ему офигенный шарм и какую-то прямо удаль. Эти ребята играли смесь из Minor Threat, Stalag 13, Uniform Choice… Ну, в общем, простой и добродушный олдскул-хк, более в калифорнийском духе, порой с распевочками, без излишеств и наворотов. Отличная позитивная группа из Саппоро, города, о панк-сцене которого обычно забывают.
Death Side «Satisfy The Instinct» 7″ (Selfish, 1987), «Wasted Dream» LP (Selfish, 1989)
Эти токийские ребята стояли на мрачной стороне японского хк. Тяжелый, приметаллизированный звук гитар, вокал в ньюёрском духе, ритмичная скорость барабанов, недобрая атмосфера — такой была их музыка. В них имелось что-то от кроссовера, что-то от хк (сингалонги и танцевальные моменты, например) — вместе получалась гремучая и достаточно крутая смесь. От каждого из указанных поджанров они брали достойные компоненты и удачно их совмещали. Благодаря чему слушаются хорошо. И почему-то порой напоминают агностик фронт тех лет, только покруче. Качество записи тоже обращает на себя внимание — с положительной стороны. Хотя, иногда мне кажется, что такая музыка могла бы быть круче, если бы была записана грязней. А вообще, их альбом основательно наводит на мысль, что так называемые неокрастеры типа «трагедии» пребывают в большом восторге, если даже не в экстазе, от этой группы и бессовестно под нее косят. В 90-е они продолжали отжигать и выпустили альбом, пару семерок и сплит с кэйос ю кей.
Last Bomb s/t LP (Selfish, 1987)
Еще одна примечательная группа. Быстрая, тяжелая и недобрая, их музыка очень ловко вписывалась в японские традиции хардкора. Были в их творчестве и медленные, более металлизированные песни, имелись и абсолютно классические треш-гимны. Примерно в равной пропорции. Вокал, как водится, был людоедский и не сулил ничего хорошего. Конечно, можно сказать, что на фоне других сумасшедших и диковатых групп, коих в Японии хватало, Last Bomb ничем особым не выделялись. Но дело свое они знали и фигачили очень прилично.
Fearless Vampire Killers «Target» 7″ (1987), split 7″ w/ Sic (MCR, 1989)
Одна из видных хардкор-групп конца 80-х. Быстрая и до примитивизма простая музыка скоро снискала любовь современников, а в будущем — и потомков. Не отличаясь характерной многим японским коллективам мрачностью, эти ребята играли 100-процентный притрешёванный хардкор, более в американском ключе. Они избежали влияния метала, которому вообще были подвержены многие островные муз-формации, что пошло им на пользу. Средненькое качество записи никогда не вредило такой музыке, хотя порой возникает ощущение, что слушаешь продукт начала 80-х, ну, например Neos. С другой стороны — это приятное ощущение! Их сплит с Sic можно считать одним из самых образцовых релизов Японии второй половины 80-х, правда, в большей степени за счет стороны Sic, но это не суть важно. Семерка тоже заработала совершенно классический статус в среде трешеров. Эти ребята явно выпускали что-то еще, но я других их записей (не считая тех, что были на всяких компиляциях) не слышал.
Mad Conflux split 7″ w/ Junky (Battle Core Records, 1987)
О том, что это центровая группа, говорит тот факт, что в прошлом году была выпущена их дискография. В конце 80-х они рубили отличный харкдор, лихой и быстрый, не очень мрачный, но настырный и смелый. С сингалонгами и всеми необходимыми для хитовости моментами. Кроме cплита с Junky у них никаких своих релизов не было, зато они отметились на многих офигенных компиляциях и всего имеют 26 записанных песен. Классика хардкора/трешкора.
Deadless Muss «860 Seconds Cooking» 7″ (1987), «5 Years Imprisonment» LP (1988)
В каждой стране есть свои характерные особенности панк-хк музыки. Но точно также в каждой стране есть группы, играющие в более обычном американском ключе. Правда, по слухам, начинали эти ребята как раз с родного японского треша, но уже в 87 году Deadless Muss рубили самый что ни на есть традиционный молодежный американский хардкор, с напористыми гитарными рифами, лихими сингалонгами, быстрой ритм-секцией, удалым вокалом. В штатах таких групп было до жёпы, в Японии же их почти не имелось, так как почти все островные панки предпочитали более мрачную и страшную музыку. Поэтому этот коллектив выглядит прямо-таки белой вороной со своей молодежкой. При этом надо отметить, что звучат эти ребята действительно очень мощно и их никак нельзя назвать дешевым закосом. Я бы даже сказал, что они дадут фору многим штатским юфкрю/скейткор коллективам тех лет (особенно это касается семерки 87 года).
Nightmare s/t 7″ (Selfish, 1988), «Give Notice Of Nightmare» LP (Selfish, 1989)
От группы с таким названием логично было бы ждать чего-то зубодробительного и убийственного. Но на самом деле это был обычный американизированный харкдор, очень быстрый, трешовенький, с сингалонгами, классическими проигрышами, сменами ритмов и прочими субкультурными фишками. Семерка этого коллектива напоминает ранний нюёрский трешкор типа Урбан вэйст и Моб. Надо сказать, это очень солидное сравнение, так как в конце 80-х в самом нюёрке групп, игравших так, уже не было. Альбом тоже вышел в духе американского харкдора, точнее его злобного нюёрско-бостонского варианта. На самом деле — очень ценная группа, даже относительно средненькое качество записи не может убить ее крутизны. Скорее даже наоборот — это добавляет ей особого шарма, возвращающего в славные 82-84 годы.
Griffin «The Phantom Of The Shocker» 7″ (1988)
Весьма необычная для Японии группа. Вместо того, чтобы фигачить апокалиптичную и страшную музыку, они рубили веселый и заводной панк-хардкор в духе калифорнийских групп того десятилетия. Со свойственными им распевками в стиле «О-о-оу», хитовыми и в меру мелодичными и ритмичными гитарами. Достаточно быстро, но не монотонно. И главное — им удавалась сочинять запоминающиеся песенки. Вообще, к концу 80-х на острове поднялась небольшая волна молодежной позитивной музыки, чтобы хоть как-то уравновесить национальный перекос в сторону мрачняка. Griffin как раз и были одними из представителей этой волны, наиболее близкими к панкроку в духе калифорнийских Юф бригэйд и тому подобных коллективов. Добротная запись тоже идет им в плюс и помогает звучать, в общем-то, не хуже собратьев из Америки.
Sic split LP w/ Rose Rose (Decoy, 1988), split 7″ w/ Fearless Vampire Killers (MCR, 1989)
В конце 80-х Sic стали одной из самых заметных групп в стране восходящего солнца. Как и водится у реальных трешеров, они не шибко парились на счет записи, благодаря чему их песни со сплита с Rose Rose звучат диковато — грязь, шум и скорость. Хотя за всем этим безобразием угадывается любовь к незатейливому американскому хардкору. Запись на сплите с FVK была не такой громкой, но и не такой грязной, там, по крайней мере, можно было разобрать, что к чему. Да и сама музыка стала менее сумасшедшей, если вообще японский трешовый хардкорчик может не быть сумасшедшим. Песни со второго сплита вполне можно признать классикой треш-хардкора — если отбросить среднетемповую Peace punk, которая до треша не дотягивает по скорости. Хотя все равно хитовая и заводная песенка.
Chicken Bowels s/t 7″ (Kagai Mousou, 1988)
Еще одна очень достойная хардкор группа конца 80-х. Они играли достаточно быстро и умели придумывать песни с запоминающимися и удалыми подпевками, хорошими и мощными рифами и вообще хитовой структурой. Музыка Chicken Bowels была заводной, а обилие молодежных сингалонгов вообще создавало достаточно позитивную атмосферу. Хотя порой звук и был немного мрачноватым, это не мешало их песням быть зажигательными, и все они цепляют.
Don Don «Skulls» 7″ (Adventure Family Records, 1989), «Commercialism» 7″ (Highly Collectable Records, 1990)
Помимо крутого и смешно звучащего по-русски названия, эта группа отметилась весьма добротным хардкорчиком, заводным и бодрым, быстрым и мощным. Агрессивно ревущий вокал, залихватские сингалонги, замедления и ускорения — все на месте. Ну и конечно, куда ж без солячков. Хотя на самом деле музыка совершенно не металлизирована. На первой семерке это был простой и замечательный трешкор — ничуть не хуже, чем у других островных корифеев. Хотя там и была странноватая песня на 5 минут, но все остальные — настоящие боевики. Вторая семерка вышла уже не такой лихой, хотя вроде скорость осталась приличной. Но запись оказалась плосковатой и вообще музыка помрачнела и стала больше напоминать суровую Скандинавию. Молодежного задора стало поменьше, хотя сказать, что эта ипишка неудачная, никак нельзя, просто она сделана в несколько ином ключе.
Bastard «Controlled In The Frame» 7″ (Bastard, 1989), «Wind Of Pain» LP (Bastard/Bloodsucker, 1990)
Жирные, в меру металлизированные гитары, злобно рычащий вокал, быстрые ритмы, с редкими, характерными переходами быстро создают мрачную атмосферу в помещении, где прослушивается данный колектив. Музыка этой группы была пропитана мощью и взяла самое лучшее от панка: тяжелое и давящее настроение английского краста и скандинавского ди-бита, лихие хоровые подпевки американского хардкора, вменяемые соляки спидметала. В конце 80-х это была одна из самых суровых групп, и даже спустя 15 с лишним лет их записи звучат невероятно впечатляюще.
Acid demo ’88, «Shock Troop» LP (Selfish, 1990)
Классический, скоростной и угарный японский стайл. Мощные гитары, надрывающийся вокал, высоченный темп ритмсекции. Эта группа расположилась где-то посередине между мрачняком и более молодежной музыкой, в результате получилась очень крутая смесь — и задорно, и сурово одновременно. При этом ни одно из начал не перевешивает, и ребята умело сохраняют баланс «добра и зла». Действительно хороший коллектив, сумевший найти свою нишу на одной из самых плодовитых сцен в мире.
v/a «Hardcore Unlawful Assembly» LP (AA, 1984)
Самая знаменитая компиляция в истории японского панка, открывшая миру многие культовые ныне группы. Неторопливая и мелодичная песня в исполнении Laughin Nose создает меланхоличное настроение, хотя вторая их песенка пободрей. Затем идет достаточно странная группа Mobs, которая играет недобрый среднетемповый хк с очень злым рычащим вокалом и с бэком вообще в стиле блэкметала. Следом появляются Cobra — явные фанаты английского панка и ой. Lip Cream выдают хардкор с солячками — их треш-классика еще в будущем. Далее следует GISM, с двумя дико мрачными и страшными песнями в своем неповторимом стиле. Марку скоростного треша поддерживают приходящие им на смену Outo. Идущий затем коллектив Baws исполняет приятный хардкорчик, с подпевками и прочими нужными атрибутами. На последок оставлена Zouo — кроссовер с некоторыми странностями. В общем, можно сказать, что тут были представлены все направления японского панк-хк — и в этом основное значение этого релиза и его отличие от пошедших позже треш-сборников, где уже не было места нестандартным группам.
v/a «Outsider» LP (City Rocker, 1982)
Одна из самых первых японских компиляций. Замечательна тем, что дает шанс услышать раннее творчество таких групп, как GISM и Gauze. Первые в 82-м году играли намного более простую и примитивную музыку, правда, делали это не менее зло, чем в будущем. Пожалуй, это единственные песни GISM, которые вписываются в традиционные представления о хк. От Comes — три отличных и классических хк-песенки с женским вокалом. Запись хуже, чем на альбоме, но все равно достойно. Laughin Nose в своем странновато-болезненном стиле, болезненность которого усиливается весьма подвальной записью. Gauze исполнили несколько песен в духе дэд кэннэдис. Mastervation явили две медленных и скучноватых панк-композиции. Full X сочинили две весьма интересных песни, чем-то напомнив мне код оф хонор или даже флиппер. Route 66 оказались веселым и незатейливым панкроком. Завершающие этот сборник Madame Edwarda тоже играют незатейливых панк, не такой, правда, веселый, как предыдущая группа, скорее даже грустноватый и с влиянием постпанка.
v/a «Great Punk Hits» LP (Japan Records, 1983)
Весьма смелое название говорит, что японцы от скромности не страдают. Тем не менее, в локальном масштабе это, безусловно, были великие хиты. GISM уже ушли в мрачнейший кроссовер. Пожалуй, песня Fire — это одно из самых суровых музыкальных произведений, которые мне доводилось слышать, и быть может, лучшая песня этой группы. Execute представили одну относительно хардкористую песню, хотя и с сильным влиянием метала, и одну эпическую композицию на 4 с половиной минуты. Справедливости ради надо сказать, что обе песни мощны и интересны. Aburadako не стали ничего выдумывать и ограничились трешовеньким, но самобытным хк. Laughing Nose выдали одну заводную песню в духе английской уличной музыки и одну более мрачную и диковатую. The Clay записали две хк песенки с интересными и нехарактерными вставками. В целом звучали они мощно и плотно. А G-zet отметились заводным хардкор-панком с очень злобным вокалом (одна песня) и странноватым инструментальным кроссовером (еще одна).
v/a «Thrash Till Death» LP (Selfish, 1986)
Название говорит само себя. Одна из самых культовых компиляций японской музыки 80-х, наряду с Hardcore Unlawful Assembly. 4 группы и все сверххитовые. Но, на мой вкус, каждая группа представлена здесь своими не самыми крутыми песнями. Это не значит, что плохими, вовсе нет, но от таких названий ожидаешь чего-то большего, точнее чего-то более трешевого, примитивного и угарного. Но Lip Cream еще не дошли до своего пика, Gauze тоже находились в некотором поиске (хотя песня Screw — вершина), Systematic Death просто выдали не все, на что были способны. Пожалуй только Outo оправдывает ожидания. Может, слишком строго сужу, но уж коли назвался трэш тил дэт — рубиться надо не на жизнь, а на смерть. А если серьезно — то это, как ни крути, классика.
v/a «A Farwell To Arms» LP (Selfish, 1987)
Все представленные на этой сборке группы заимели себе в будущем культовый статус, поэтому несложно догадаться, что это весьма хитовый релиз. Три солидных треш-хита от Lip Cream, четыре боевичка от Outo, пара безумных песен от Gastunk, 4 супер-треш гимна от Gauze, пара странных и замороченных песенок от Ghoul и мелодичный бонус от Execute. Весьма важная штука в истории японского хк.
v/a «Eye Of The Thrash Guerrilla» LP (Selfish, 1988)
Еще один классический документ японского хардкора от лейбла Selfish. Список групп, как всегда впечатляет — качеством, а не количеством. 4 песни от Death Side, может, и не самых мощных, но весьма достойных. Три американизированных хардкор-хита от Tetsu Arrei — очень достойная группа, достаточно быстрая и цепляющая. Потом они вроде стали фигачить хороший кроссовер. Raise Cain представили плотный и злобный, мрачноватый харкдор, в чем-то схожий с Death Side, но применительно к этому сборнику — более крутой и более трешовый. Всего 4 песни. SOB выступили с одним характерным сверхскоростным боевиком, и парой песенок растянувшихся на две с лишним минуты из-за нестандартных замедлений. Nightmare исполнили в своем духе — 4 хита в стиле быстрого, злого и напористого хк. Наконец, Crow выдали 5 достаточно мрачных и суровых песен.
v/a «My Meat’s Your Poison» LP (Kagai Mousou, 1987)
Еще одна треш классика. Outo открывают с относительно мелодичной песни, после которой идут 3 более традиционных и лихих опуса. Chicken Bowels отметились тремя добротными харкдор-творениями с чёткими рифами, столь любимыми японцами соляками, шустрыми барабанами, удалым вокалом и залихватскими хорами. Systematic Death поделились 4 песнями в духе раннего нюёрка. Gudon представили 4 композиции с настырной барабанной дробью, суровым вокалом, мощными подпевками и вменяемыми соло, которые как ни странно, удачно вписываются в их быстрый и простодушный хардкор. Пожалуй, это их лучшие песни. SOB выставили 5 боевиков на космической скорости, в том числе и трехсекундный хит. Треш в его лучшем варианте. На сладкое остались Lip Cream с тремя злыми и сокрушительными песнями.
v/a «Virus» LP (Jungle Hop, 1987)
Очередная треш-сборка и как всегда хитовая. Sic начинают с двух психованных и грязных песен, затем идут Lip Cream с двумя классическими хитами трешкора — супер. Fuck Geez дают передышку от треша двумя неспешными и странноватыми песнями. Группа с чуть более простым названием Fuk представила пару самобытных кроссоверов. Systematic Death выдали три хороших вещи в нюёрском духе. Mad Conflux отметились тремя добротными и бодрыми хардкор творениями. И Don Don прикончили компиляцию двумя неплохими, хотя и немного замороченными песнями.
v/a «Attack» 7″ (Jungle Hop International Records, 1987)
Скромная семерочка всего с 7 песнями, зато крутыми. Deadless Muss бьют отличным, лихим и заводным молодежным хк, по-своему мелодичным и приятным. 2 песни. So What выдали столько же песен, но уже в стиле трешкор, хотя тоже с влиянием молодежки, особенно в вокале. От группы Detroit я ждал чего-то в духе негатив апроч, но услышал опять-таки вполне молодежный хк. Fuck Geez пожмотились и записали только одну песню. Наименее хардкористую, достаточно мелодичную и лиричную. В итоге — не совсем характерная для Японии компиляция, без мрачных и сумасшедших групп.
v/a «Hang The Sucker vol. 1» (Kagai Mousou Records, 1988)
Отличный хардкор сборничек. 4 группы, 9 песен. Первыми идут Half Years с двумя плотными и тяжелыми хардкор боевиками. Агрессивный, быстрый хк, с замедлениями, отличными сингалонгами, мощными гитарами — все как надо! So What здесь звучат не так мощно и более подвально, плюс разбавляют музыку соляками, но в целом — нормально. Gogol Plex очень убедительны. Суровый вокал, жесткие рифы, хитовые подпевки, смены ритма и танцевальные куски — отличный, злой хардкор. Deadless Muss в отличие от остальных поделились тремя песнями. Весьма зажигательными, молодежными и мощными.
v/a «Hang The Sucker vol. 2» LP (Kagai Mousou Records, 1988)
Второй документ в этой серии тоже представляет 4 группы, но в этот раз они вышли с 17 песнями. Для затравки — Death Side со своим традиционным мрачным звуком. Хорошее начало. Далее идут Gudon c отличными треш-боевиками. Пожалуй, это лучшие их песни. Все — реальные хиты. В похожем стиле выступили и Half Years. Хотя и чуток послабее, но все равно достойно и хитово. Правда, песни на первом сборнике мне больше по душе. Ну и под конец — 5 треш-десертов для гурманов от Mad Conflux. В итоге — одна из лучших японских треш-компиляций конца 80-х.
v/a «Go Ahead Make My Day» (Odd Ness Records, 1989)
Дельный сборник самого конца 80-х. В принципе все группы достойны внимания. Некоторые из них, возможно, больше нигде не выходили, по крайней мере, мне не попадались. Для начала 4 песни от FVK, живенький и удалой хк, весьма притрешованный. Затем одна суровая штука от Bastard. После — два трешачка от DonDon. Плюс еще 5 треш боевичков от Sic. Complete представили 2 быстрых хардкор темы с некоторым влиянием нюёрка — как в музыке, так и в вокале. Sicilian Blood выступили в общей стилистике сборника — 2 штуки притрешованного хардкора. Sweats явно смотрели на нюёрк, когда сочиняли свои песни. В результате, кстати, получилось совсем неплохо. Asbestos встали на мрачную сторону и выдали одну не очень быструю, но оттого только более суровую песню, и одну побыстрей и позаводней, но все равно недобрую. Idora хлопнули дверью тремя быстрыми кроссоверами.
v/a «Get Back The Discharged Arrow» LP (Selfish, 1989)
Очень важная компиляция. В первую очередь потому, что даёт редкую возможность услышать одну из мощнейших японских групп конца 80-х — Cruck. Эти парни, рубившие отличный быстрый и злой хардкор, так и не удосужились ничего выпустить, и представлены только на нескольких сборках. Между тем, они играли действительно очень сильно! На этом сборнике есть 5 их песен, и все — хиты! Mess выступили с 4 мрачными и металлизированными песнями в стиле кроссовер. Mad Conflux порадовали 5 отличными хардкор/трешкор композициями одна лучше другой. Acid начали с кроссовера, потом переключились на обычный сверхскоростной и зубодробительный хк. Следующая их песня была медленной и добродушной, что вообще сильно контрастировало со всей японской традицией. Под конец они выдали еще два хардкор трэка.
v/a «Smashing Odds Ness» 8″ (Odds Ness Records, 1988)
Еще одна компиляция с участием Cruck. Правда, на этот раз от них всего одна песня. Но солидная. В начале же — две быстрых, с хорошими рифами и отчаянным вокалом песни от Idora. Намного лучше, чем то, что они представили на Go Ahead Make My Day. Затем две вещи от Don Don в настоящем японском стиле — быстро, безумно, сурово. Одна песенка более металлизированная, вторая — традиционный треш. Mink Oil выдали отличнейший и очень удалой харкдор в американском духе, молодежный, заводной, с очень проникновенным вокалом. Обе песни — хиты! К сожалению, я ничего не знаю про эту группу и не в курсе, выпускали ли они что-нибудь. Fuck. Последними идут Death Side с песней, чередующей сомнительные метал-запилы с офигенными сверхскоростными треш-кусками.
v/a «Suck My Dick» cassette
Достаточно крутая кассетная компиляция с весьма раритетными группами. Не знаю, когда точно она была выпущена, но думаю, что где-то в 1988-89 годах. Если бы не качество записи, то это был бы вообще суперхит. Первыми идут Gil, которые исполнили две достойных и быстрых хк-песни, достаточно тяжелых и злобных, с суровым вокалом, подпевочками и всеми необходимыми элементами. Asbestos вылили грязи и примитива, достаточно прикольно, особенно с пещерным качеством записи и дичайшим вокалом. Как водится, не забыли и про соляки. Cruck отметились отличным трешем числом в 3 песни. SDS обрушили две примитивных песни с очень сурово рычащим вокалом и смешными соляками. Мрачная группа. Crow расщедрились всего на одну песню, зато весьма добротную. Группа DonDon прикололась по трешу, весьма угарно. FVK дали 2 хороших и шустрых песни, вполне молодежных и заводных. Lovezhe представили 2 неплохих хк-песни, достаточно быстрых и хитовых, несмотря на издержки записи. Sic как всегда хороши — два хита отличного лихого хк. Тоже самое можно в принципе сказать и про Final Count. Правда, они не такие лихие как Sic, но все равно добротный хардкор, среднетемповый и агрессивный. Acid отчаялись на очень примитивный треш — беспроигрышный ход. Тем более, что, как правило, чем говёнее запись, тем логичней такая музыка звучит. Jelly Beans в полминуты уложили безумие, которое сегодня назвали бы пауэрвайленсом. В конце TDF зарядили мрачный треш с элементами кроссовреа на 4 минуты, но при этом весьма бодрый и с абсолютно сумасшедшим вокалом, который весьма к месту в такой ненормальной музыке.
— подонок икс